48. Рапорт генерал-маиора князя Мадатова генералу Ермолову от 7-го октября 1826 года № 539. — Крепость Шуша.

Сего числа получил я известие, по утру, чрез прибывшего ко мне сына, известного преданностию к нам, зардобского Рагим-бека, а после от альентского Навруз-Али-бека, что ширванский Мустафа-хан бежал в Персию, и что генерал-маиор фон-Краббе, с состоящими в команде его войсками, прибыл в город Старую Шемаху. Почему вместе с сим написал я генерал-маиору фон-Краббе письмо, при сем на благорасмотрение вашего высокопревосходительства в копии прилагаемое, прося его, дабы он, не останавливаясь в Шемахе, поспешил бы на Джеватскую переправу, для воспрепятствования переправиться в Персию, собранным там беглецом ширванским кочевьям и способствования к поимке шекинского Гаджи-хана, который теперь без всякого сомнения последует примеру Мустафы-хана, сделав также к поимке его распоряжение как по Карабагской, так и по Ширванской провинциям, употребив на сей предмет в первой — всю конницу, бывшую на р. Куре, для охранения карабагских жителей от набега шекинцев, ограбивших уже, как я на пред сего имел честь донести вашему высокопревосходительству, три здешние селения, заплатив за сие жизнию из среды себя двенадцати человек.

Хлеб в Ширвани, по словам Рагим-бека сына, весь цел, исключая весьма малого количества, взятого ханом, собственно для своего дома, почему и можно надеяться, что в продовольствии войск наших не будет никакого недостатка.

Почтеннейше донося о сем вашему высокопревосходительству, имею честь присовокупить, что мною для водворения спокойствия между ширванскими жителями посланы к ним и почетнейшим бекам, на преданность коих более других можно надеяться, нужные прокламации, которые я надеюсь будут в состоянии остановить переселение в Персию кочевьев, насильством Мустафы-хана и внушенным им страхом наказания российским правительством, туда влекомых. [138]

Новруз-Али-бек, доставивший ко мне последнее известие пишет, что Мустафа-хан столь быстро совершил свое бегство, что не успел даже переправить кочующих, кои, а равно бывшая при нем ширванская конница, разошлись по своим местам. Шах-Заде же — Ших-Али-Мирза, находившийся там с войсками, удалился в Персию прежде Мустафы-хана несколькими днями, как равно и бывший близ Баку, Гусеин-Кули-хан, а брат Мустафы-хана, Гашим-хан, бывший в Талышах, ныне находится при генерал-маиоре фон-Краббе, и говорят действовал в пользу нашу очень хорошо, заставив хана опасаться быть пойманным от ширванцев.

Д. 1826 г. ген. шт. № 3, ч 4.