8. Журнал военных действий против персиян, от 5-го сентября до 20-го октября 1826 года, составленный гвардейского генерального штаба поручиком Ермоловым.

5-го числа. Отряд, состоящий из шести рот 7-го Карабинерного полка, одной — 41-го Егерского полка, двух — Ширванского 2-го баталиона, четырех орудий батарейных и шести легких с транспортом артиллерийских снарядов, под командою 41-го Егерского полка полковника Авенариуса, прибыл из селения Код в Муганло. [23]

Того же числа вечером прибыли туда генерал-адъютант Паскевич и генерал-маиор Вельяминов 2-й.

6-го числа. В 5 часов утра транспорт двинулся с снарядами, под прикрытием двух рот Ширванского полка 2-го баталиона и двух легких орудий. В 8 часов утра весь отряд, в команде генерал-адъютанта Паскевича, выступил к селению Салоглы, где и ночевал; переход 23 версты. Привал был близ Красного моста, на реке Храме, откуда прикрывавшие транспорт 2 роты ширванского 2-го баталиона и два орудия возвратились в Коды, взяв больных Херсонского гренадерского и 1-го баталиона Ширванского полков, прибывших туда с командою 1-го баталиона Ширванского полка, которая и возвратилась с отрядом.

7-го числа. Отряд выступил из с. Салоглы в 6 часов утра и ночевал на р. Ясан-су. Переход 28 верст. Привал был на р. Акстафе в 19-ти верстах. Войска, оставленные на р. Акстафе генерал-маиором князем Мадатовым и состоящие из 3-го баталиона Херсонского гренадерского полка, двух рот 1-го баталиона Ширванского полка, Нижегородского драгунского полка, двух орудий батарейных, 2-х легких и 100 человек казаков, перешли также на Ясан-су, где расположены были две роты Ширванского 1-го баталиона, которые к оному и присоединились.

8-го числа. Отряд выступил в 6 часов утра. Привал был в 16-ти верстах на р. Таузе, где присоединились к оному все вышеупомянутые войска, оставленные генерал-маиором князем Мадатовым. Ночлег всем войскам при р. Зегаме. Весь переход 33 версты.

9-го числа. Весь отряд, оставив тягости под прикрытием 150-ти человек Херсонского гренадерского полка и 2-х легких орудий, двинулся в 4 часа пополуночи; привал был при канаве на Джагаре в 21-й версте, второй привал при Шамхоре — 7 верст. Ночлег при р. Кушхар, весь переход 45 верст.

10-го числа В 4 часа пополуночи генерал-адъютант Паскевич и генерал-маиор Вельяминов с Нижегородским драгунским [24] полком выступили из лагеря и в 6 часов прибыли в Елисаветполь к отряду генерал-маиора князя Мадатова, состоящего из 2-го баталиона Херсонского гренадерского полка, 1-го баталиона и 2-х рот 3-го баталионов 41-го Егерского полка, десяти орудий первой батарейной и двух 2-й легкой рот, казачьих полков Иловайского и Костина, 45 человек Молчанова и 5-ти человек Леонова. В 11 часов прибыл туда же и отряд с Кушхары. Здесь оба отряда соединились под командою генерал адъютанта Паскевича.

11-го числа. В 10 часов утра партия казаков открыла часть неприятельской конницы, в 6-ти верстах от лагеря, по дороге к Карабагу, для обозрения лагеря нашего прибывшей. Не зная еще намерений неприятеля, 3 роты Грузинского гренадерского полка, баталион 7-го Карабинерного, шесть орудий, один эскадрон драгун, все казаки и грузинская конница посланы были встретить неприятеля, но к вечеру возвратились в лагерь, ибо он далее не приближался. 41-го Егерского полка баталион и два другие расположены были на ночь в 3-х верстах от лагеря, по дороге к стороне неприятеля. Того же числа к вечеру прибыл к Елисаветполю обоз отряда, оставленный при р. Загаме 9-го числа; переход его,— ночлег 9-го числа на Джагаре 21 верста, 10-го — при Караярхе.

12-го числа. Со светом выступил весь отряд на 2 версты вперед лагеря, для узнания предположенного боевого порядка; по окончании возвратился в лагерь; около полудня появилась опять конная неприятельская партия на том же месте. Полагая приближение Аббас-Мирзы и всех войск его, весь отряд выступил встретить его, оставив на месте лагеря весь обоз и все тяжести, под прикрытием двух рот Херсонского гренадерского полка и двух орудий. В 6-ти верстах от лагеря отряд остановился, заметив одни неприятельские конные партии, по сделанным обозрениям до 3000 человек простиравшиеся.

13-го числа. До рассвета дали знать о приближении Аббас-Мирзы и всего войска его, и в 7 часов отряд двинулся встретить неприятеля, оставив на месте лагеря при Елисаветполе весь обоз и [25] тяжести под прикрытием двух рот Херсонского гренадерского полка и двух орудий. Войска наши построились в боевой порядок следующим образом: баталион 41-го Егерского полка в двух колоннах составлял правый фланг нашей линии, два казачьих полка примыкали к нему справа, в центре 1-й линии находились 12-ть орудий № 1-й роты батарейной Кавказской гренадерской бригады, баталион Ширванского полка, также в двух колоннах, составлял левый фланг пехоты нашей, грузинская и татарская конницы примыкали к нему слева; затем во второй линии: баталион 7-го Карабинерного полка в двух колоннах сзади, против баталиона 41-го Егерского полка; в сто саженях вправо устроено было каре из двух рот 7-го Карабинерного полка и двух легких орудий, сзади же против баталиона Ширванского полка — баталион Грузинского гренадерского полка в двух же колоннах, имея влево каре из 2-х рот того же полка и двух легких орудий; обе сии линии находились под командою генерал-маиора князя Мадатова. Нижегогородский драгунский полк - по дивизионно против интервалов первых двух линий, позади его резерв, состоящий из 6-ти рот Херсонского гренадерского полка и 6-ти орудий. Сошлись с неприятелем в 7-ми верстах от Елисаветполя на полвыстрела пушечного, на месте называемом Зазал-арх, где и было сражение.

Войска персидские в числе 15-ти тысяч регулярной пехоты (сарбазы), 20-ти тысяч конницы и нерегулярной пехоты и 24-х орудий, под командою наследника престола Аббас-Мирзы, в 9-ти верстах от Елисаветполя были построены таким образом: почти вся пехота находилась в центре, на флангах же по 6-ти баталионов вместе с кавалерией; артиллерия была расположена в центре большею частию и на флангах. Войска наши лишь только устроились, как началась сильная канонада с обеих сторон; неприятель, подвинувшись вперед, атаковал нас с центра и обоих флангов, пехота же его в числе 18-ти баталионов подошла с правого их фланга и фронта в линиях и открыла батальный огонь; но храбростию баталионов Ширванского, Грузинского и 41-го Егерского [26] полков, по приказанию генерал-маиоров князя Мадатова и Вельяминова 2-го, бросившихся в штыки, неприятельская пехота была опрокинута и преследуема, артиллерия же, прекратя огонь, начала также отступать. Сим движением разорвана была совершенно связь действий неприятельских, но правый и левый фланги его большим числом пехоты и кавалерии обходили еще наши фланги, тогда взятые из резерва баталион Херсонского гренадерского полка, 4 орудия и дивизион Нижегородского драгунского полка выдвинуты были влево, что остановило все предприятия неприятеля на правом его фланге; потом наша кавалерия была преследуема. Но на правом нашем фланге сражение еще продолжалось, ибо тут неприятель, обойдя наши все линии, прогнал кавалерию нашу почти к Елисаветполю и с пехотою своею дрался против двух рот Херсонского гренадерского полка, дивизиона драгунского и двух орудий; тогда 7-го Карабинерного полка 6 рот, которые по сию пору не были еще в деле, посланы были идти неприятелю в тыл и отрезать ему сообщение, что и заставило его отступить в горы, находившиеся у нас вправо и отделявшие владения наши от Персии. Для преследования сей отрезанной части неприятеля были прибавлено еще 4 роты Херсонского гренадерского полка и поручено все сие генерал-маиору князю Мадатову; с остальными — генерал-адъютант Паскевич преследовал неприятеля еще 12 верст до второго его лагеря, в 3-х верстах за Курах-чаем. Князь же Мадатов, окружа их пехоту на курганах и поставив орудия, картечью принудил их сдаться. Тут взято 950 человек в плен, остатки шести баталионов, бывших на левом фланге, также два знамя, два баталионных командира и 7 офицеров. Сражение сие распространялось на 17 верст в длину и на 15 верст в ширину. Неприятель, совершенно разбитый, бежал и многие рассеялись вправо и влево от дороги в леса и горы, откуда беспрестанно приводят пленных.

В наших руках: два неприятельских лагеря, 4 знамя, одно орудие, один фальконет, до 80-ти брошенных патронных и зарядных ящиков, до 1100 человек пленных солдат. [27] Аббаз-Мирза сам командовал войсками, на левом фланге - зять его Алла-Яр хан, на правом — старший сын Аббаз-Мирзы, Магомед-Мирза, центром же сам Наиб-Султан (Аббас-Мирза), резервом - второй сын его Измаил-Мирза. За речкой Курах-чаем, всего в 20-ти верстах от Елисаветполя, войска наши остановились и расположились лагерем.

14-го числа. Авангард, состоящий из 6-ти рот Херсонского гренадерского полка, 2-х рот 41-го Егерского и 2-х дивизионов Нижегородского драгунского полков, 8-ми орудий, со всей грузинской и татарской конницей и казаками, выступил, под командою генерал-маиора князя Мадатова, вперед преследовать неприятеля. Ночевали в 7-ми верстах от Тертера, не доходя его.

15-го числа. Прибыл из Елисаветполя вагенбург и в 8 часов пополудни отряд двинулся вперед и ночевал при реке Иора-чай, переход 12 верст. Авангард перешел на р. Тертер.

16-го числа. Отряд ночевал при реке Инча - 20 верст, привал был при реке Зейве. С реки Инча генерал-адъютант Паскевич с дивизионом Нижегородского драгунского полка отправился на Тертер к авангарду. Того же числа вагенбург, под прикрытием 2-х рот Херсонского гренадерского полка и двух орудий, ночевал на реке Зейве.

17-го числа. Со светом отряд, под командой генерал-маиора Вельяминова, выступил с реки Инча, присоединился к авангарду на Тертере, где и был привал - 12 верст. Второй привал всем войскам при канаве в 7-ми верстах от Тертера; ночлег при канаве в 12-ти верстах; весь переход 31 верста.

18-го числа. Отряд имел привал на реке Хачане — 7 верст, откуда одна рота 41-го Егерского полка и 100 человек казаков пошли с генерал-маиором князем Мадатовым к Шах-булаху. Рота 41-го Егерского полка остановилась на Шах-булахе для сбора провианта, а генерал-маиор князь Мадатов отправился в Шушу. Отряд же ночевал при сказанной канаве — 12 верст, весь переход 19 верст. [28]

19-го числа. Привал отряда при канаве Мирза-Ахверди-Кяриз - 8 1/2 вер., ночлег на реке Хонашине — 15 верст, всего 23 1/2 версты.

20-го числа. Привал в 15-ти верстах от реки Ханашини и 5 верст далее реки Вейсели; ночлег на реке Гунделене — 10 верст, весь переход 25 верст. Дивизион Нижегородского драгунского полка отправился за фуражом.

21-го числа. Отряд имел дневку; прибыл вагенбург.

22-го и 23-го числа. Дневки. Посланы в Шушу больные, под прикрытием роты 41-го Егерского полка.

24-го числа. После полудня весь отряд перешел па речку Чярякен — 3 1/2 версты, по причине дурной воды в р. Гунделене.

25—27-го числа. Дневки.

27-го числа. Генерал-адъютант Паскевич и генерал-маиор князь Мадатов отправились в Шушу.

28-го числа. Дневка. Генерал-маиор Вельяминов ездил к Карга-базару осмотреть места для лагеря. Место невыгодное.

29-го числа. Дневка. Прибыл генерал-адъютант Паскевич.

30-го числа. Дневка.

1-го октября. Дневка.

2-го числа. Господин генерал-адъютант Паскевич с двумя эскадронами драгун, казаками, ротою 41-го Егерского полка и двумя легкими орудиями ходил осматривать окрестности Карга-базара; того же числа возвратился к отряду.

3-го числа. Дневка.

4-го числа. Дневка.

5-го числа. Дневка.

6-го числа. Дневка.

7-го числа. Нижегородский драгунский полк, все казаки, баталион 41-го Егерского полка и 6 орудий с генерал-адъютантом Паскевичем ходили к деревне Хорадиз. Того же числа возвратились к отряду.

8-го числа. Дневка. [29]

9-го числа. Дневка. Генерал-маиор Вельяминов отправился в крепость Шушу вместе с генерал-маиором князем Мадатовым, прибывшим в отряд 8-го числа.