21. Рапорт маиора Чиляева генералу Ермолову. 23-го июля 1826 года, № 67.

С донесения моего к вашему высокопревосходительству от вчерашнего числа за № 66-м почтеннейше представляю при сем дубликат, на случай потери первого в пути при настоящих смутных обстоятельствах. Честь имею донести, что пограничный магальный наиб поручик Сафар-али-бек, бывший при подполковнике 42-го егерского полка Назимок во время следования его с 3-мя ротами из селения Герюсы, сегодня явясь в Шушу, подтвердил, что помянутые роты с 2-мя орудиями, по сильном и долговременном сопротивлении против многочисленных персиян, соединенных с карабагскими мятежниками, сделались точно жертвою злости их: частью побиты на месте, а остальные взяты в плен, из коих выбежавший сейчас один рядовой удостоверяет в истине сего несчастия. Сафар-али-бек же, как он уверяет, быв верхом, успел ускакать от окружавшей его толпы разбойников.

Тесть Мехти-хана, Умат-Али, с персидскою конницею и карабагскими бунтовщиками сейчас прибыв в ханский сад, ожидает сегодня же в ночь самого Мехти-хана с войсками. О движениях Шах-заде рассказывают двояко; одни уверяют, что он прибудет через Ах-оглан на Чинахчи прямо к Шуше; а другие утверждают, что обойдет кругом на Шах-Булах, где, оставя отряды для пересечения пути войскам из Тифлиса, потом займет позицию на горах противоположных Шуше.

Всех здешних беков, кроме нескольких человек, зная наверно изменниками, и на случай покушения персиян на крепость ожидая от них более вреда, нежели от внешнего неприятеля, с согласия полковника Реутта нашел полезным заарестовать под предлогом политическим; средство сие обезопасит нас внутри крепости и обессилит злоумышленников. В провианте у нас не может здесь случится скоро недостатка, ежели только персияне не укрепятся надолго. В Шуше запасено хлеба довольно, особенно беками, собственность [52] коих, судя по поведению их противу нас, не должна быть пощажена теперь: они теряют уже уважение, коими доселе имели счастие пользоваться от благосклонного правительства России.

Скорое появление нескольких баталионов в Карабаг, если вашему высокопревосходительству оное благоугодно будет, сокрушит наглого Шах-заде и ополчение его обратится в бегство со страхом и смертию, которая неоднократно бывала в горах карабагских наградою за трусость их.

Там же.