118. Предписание генерала Ермолова князю Мадатову. 22-го августа 1826 года, № 299.

Завтра выступает к вам транспорт с провиантом под прикрытием баталиона Херсонского гренадерского полка, двух рот Грузинского гренадерского полка, шести орудий артиллерии и донского Атаманского полка. Начальство над сим конвоем поручено командиру Херсонского гренадерского полка полковнику Попову. По прибытии к вам сего транспорта извольте, по приготовлении хлеба на 10 или 12 дней, действовать следующим образом:

На повозках, кои доставят к вам провиант, извольте отправить в Тифлис находящихся в отряде вашем больных, под прикрытием одной роты Грузинского гренадерского полка, двух орудий артиллерии, роты капитана Берга и казаков Сысоева полка. Один баталион Херсонского гренадерского полка, один баталион Ширванского полка, четыре орудия артиллерии и сотню казаков извольте оставить на Акстафе под начальством подполковника Грекова, приказав ему стать на большой дороге; вы дадите ему прилагаемое при сем [194] наставление (Наставления в деле не оказалось.). С прочими войсками, т. е. с пятью ротами Грузинского гренадерского полка, под командой подполковника графа Симонича, с баталионом Херсонского гренадерского полка, с тремя ротами 41-го егерского полка, под командой полковника Попова, с 12-ю орудиями артиллерии, со всеми казаками, исключая вышеозначенной сотни, со всею грузинскою конницею и пехотою извольте идти на Елисаветополь.

Прежде Елисаветополя вы можете встретить одни передовые войска неприятеля, которые при появлении вашем немедленно отступят, либо вы легко их к тому принудите. Весьма быть может, что неприятель оставит и Елисаветополь, как скоро вы к нему приблизитесь. В таком случае извольте остановиться в Елисаветополе.

Если неприятель предпримет сражаться с вами в улицах города, что, впрочем, невероятно, то извольте атаковать его с должными предосторожностями, не раздробляя войск, приноравливая образ действий ваших к местным обстоятельствам. Излишним считаю поставлять вам на вид, что в сем случае должно действовать артиллериею и пехотою. Конница же тогда только должна быть употреблена, когда нужно будет догнать разбитого и бегущего неприятеля, или отрезать ему путь.

По дошедшим до сих пор известиям почти вся сила неприятеля в Елисаветополе состоит из конницы. Поэтому невероятно, чтобы предпринял он держаться и в крепости Елисаветопольской. Если паче чаяния вздумает он в ней обороняться, то извольте немедленно отвести воду из Татаула, который проведен близ крепостных стен, и наблюдайте крепостные ворота. Один недостаток воды принудит неприятеля сдаться через три или четыре дня. Должно также полагать, что не имеет он там и съестных запасов; следовательно должен будет сдаться, и потому нет никакой нужды крепость штурмовать.

Вступив в Елисаветополь, займитесь немедленно собранием в [195] округе хлеба и скота на продовольствие войск. По мере возможности прикажите пшеницу перемалывать. Впрочем, хорошо если соберете достаточное количество оного в зерне. На сем запасе должно быть основано продовольствие всех войск, которые пойдут в Карабаг. Вам не время будет заниматься разысканием и наказанием татар виновных в измене; это подаст им надежду заслужить вину свою, и они будут способствовать вам в собрании съестных запасов. Армяне еще более будут вам в том содействовать. Складку провианта всего удобнее, кажется, учредить в Келесакенте, крайнюю часть которого, ближе к дороге, прикажите поскорее обвести валом или завалами.

Заняв Елизаветополь, вам должно посылать разъезды во все стороны, особливо к стороне Карабага, дабы заблаговременно иметь известия о приближении неприятеля.

Вы нередко служили в авангардах и знаете какие предосторожности наблюдаются в движении оных. Те же самые предосторожности должны вы наблюдать в движении вверенного вам отряда к Елисаветополю.

Уведомьте меня о дне выступления вашего с Акстафы, и потом доносите чаще о всех действиях ваших и встречах с неприятелем.

Там же.