91. Письмо полковника Муравьева к генералу Ермолову. — Сел. Караклис. 30-го июля 1826 года.

Из письма Владимира Ивановича Цебрикова к его превосходительству Алексею Александровичу Вельяминову ваше высокопревосходительство изволите узнать о происшествиях здесь случившихся. Они изложены в том письме со всеми подробностями, которые можно только было получить.

С тех пор получено еще уведомление от казахского пристава, что из команды штабс-капитана Воронкова явилось к нему 18-ть человек; кроме того сегодня сюда прибыли еще 2 человека. Господин Снежевский уведомляет князя, что сардарь отступил, и что он предполагает, занявши Балык-чай, с конницей своей приехать [84] сюда. Основательны ли будут известия сии и предположения, покажут последствия. Он также обещается доставить хлеб покупкою в Караклисе.

Арестование князем Севарсамидзе Мирзы и сообщников его было сделано по доказательствам за измену их, представлениями г-на Цебрикова и Сергея Николаевича Ермолова, коих многие случаи удостоверили в злых намерениях их, о которых давно уже говорили князю. Князь поручил мне командование над войсками, находящимися в Караклисе, и согласился на укрепление оного; я приступил к сему последнему, по мере возможности в теперешнее время.

Третьего дня, в ночь, прибыл сюда Сводный баталион с 4-мя орудиями. Известие сие, вероятно дошедшее до персиян, заставило их отступить от высот Дарбаза, и, как кажется, весьма поспешно. Баталион сей, следуя сюда весьма скоро, оставил тяжести свои на Каменке. Вчера послана за оными с орудием одна рота, которая должна доставить к нам провиант.

Конницы у нас совершенно почти нет. 50 человек демурчасалинцев с сыном султана, находившиеся с прапорщиком Чавчавадзе в деле против курдов на вершинах Безобдала, возвратились вчера только, лишившись 4-х человек. Князь не решается просить ваше высокопревосходительство о присылке 100 человек грузин, ибо армян верховых здесь нет вовсе, да при том же они так робки, что их никуда употребить нельзя. Для распоряжений же своих князь находит нужным иметь сведения о действиях в Карабаге, о коих и просит покорнейше ваше высокопревосходительство приказать его уведомлять.

По оставлении Гумров отряд наш будет очень силен, а неприятных случаев более встречать не должны. Войска с нетерпением ожидают встречи с неприятелем, дабы отмстить за погибших.

Всего неприятеля по всей линии от Балык-чая до Гумров полагают до 15,000, в том числе около 2,000 сарбазов и несколько орудий.

Дело о разрыве с Персией 1826 г., № 40.