90. Рапорт полковника князя Севарсамидзе генералу Ермолову. — Караклис. 29-го июля 1826 года, № 484.

Мне стало известно через верных людей, что айрумцы, которых было до сорока семейств, и Дам-Кули-ага с 15-ю семьями, дали слово передаться персиянам; все сии семейства были за Караклисом на хребте Безобдала, куда я тот же час командировал 26-го числа поручика князя Мачабели с сорока человеками солдат и 30 пеших армян, дабы забрать их семейства в Караклис. Но он не успел в тот день выполнить это. Айрумцами был послан к сардарю Эриванскому человек с просьбою вспомоществовать им; но сардарь отправил до тысячи человек конницы и шестьсот человек сарбазов через Аджи-кари на деревню Дарбаз, находящуюся в 1 1/2 верстах от Кишляки. 27-го числа по утру показалась персидская конница; я сам пошел со ста человеками пехоты и одним орудием, взяв борчалинскую конницу из 50-ти человек с Паша-беком во главе, а 60-ти пешим армянам приказал идти чрез гору к Мачабели на помощь. Пройдя сам деревню Кишляки, остановился и видя, что до двухсот человек конницы поехали в горы на хребет Безобдала, в помощь Мачабели откомандировал я еще прапорщика князя Чавчавадзе с 30-ю человеками солдат и 50-ю борчалинской конницы, приказав ему держаться леса, дабы на случай большой силы мог [83] бы удобнее защищаться. Взойдя наверх Безобдала, князь Чавчавадзе был окружен конницею, он перестреливался долгое время; кроме того убиты 7 человек бамбакских армян и один из борчалинцев. Не прошло двух часов, как к Дарбазу пришло персидской конницы до восьми сот человек и сарбазов до шести сот человек. Я, оставаясь с 70-ю человеками, решился идти к Караклису; хотя меня и преследовала конница, но ничего не могла сделать.

Подходя к Караклису в одной версте вышел ко мне полковник Муравьев и подполковник Флиге с одним орудием; сделав несколько выстрелов, персияне возвратились обратно.

Сарбазы с частью конницы оставались у Кишляк, а конница пошла в помощь к айрумцам. Люди наши защищались, как нельзя отважнее, при чем был ранен князь Мачабели пулею в левую руку ниже локтя и в левый бок. Так как он находился ближе к Караклису, то по окончании сражения прибыл, а князь Чавчавадзе, будучи атакован на хребте, вблизи дороги в Гергеры, с частью конных и пеших армян вошел в лес к Лори, куда неприятель его не преследовал. О чем вашему высокопревосходительству почтеннейше доношу.

Там же.