42. Акт, составленный в г. Тифлисе 28-го марта 1825 года ген.-лейт. Вельяминовым и беглярбегом тавризским Фет-Али-ханом.

Его высочество, светлейший и знаменитейший шах-заде, Аббас-Мирза, нареченный наследником могущественнейшего обладателя персидского государства, и главноуправляющий Грузиею, господин [54] генерал-от-инфантерии и кавалер Ермолов, усмотрев из представлений г.г. комиссаров, назначенных с обеих сторон в 1823-м году, по силе ІІ-й статьи Гюлистанского трактата для определения границы, что многие препятствия не допускают начертания оной с приличною для нее твердостью и обоюдными для соседственных государств выгодами и, движимы будучи чистосердечным желанием положить прочнейшее основание дружеству и доброму согласию соединяющимся оба государства для окончательного определения границы и дабы удалить всякие препятствия допущением необходимых изменений в отмену II-й статьи Гюлистанского трактата, уполномочили высокопочтенного и высокостепенного, знатного между вельможами, начальника регулярных войск Эшик-Агасси беглярбега тавризского Фет-Али-хана и его превосходительство господина генерал-лейтенанта Вельяминова 1-го, начальника 21-й пехотной дивизии и орденов св. Георгия 4-го класса, св. Владимира большого креста 2-й степени, св. Анны 1-й степени, королевско-прусского за заслуги и св. Иоанна Иерусалимского кавалера, и они по обоюдному согласию постановили следующее:

Черта границы, отделяющая российскую империю от персидского государства, начинаясь на левом берегу реки Арпачая, от пункта лежащего против самого устья реки Карс, проходит прямою чертою чрез разоренную крепостцу Ташкала и от оной по прямому направлению на разоренное селение Сугутлю и где прямая сия черта перерезывает речку Балык-чай, от точки сей до вершины горы Алагез — по правому берегу Балык-чая.

Речка Балык-чай на довольно большое расстояние течения своего и выведенная из нее Адиаманская канава заключатся будут в персидских границах, но как поля Шурагельского округа орошаются тою же самою речкою Балык-чай, то оная и не должна быть отвращаема, но оставаться в теперешнем ее состоянии, ибо до сего времени для селений лежащих в Эриванском ханстве достаточно было одной Адиаманской канавы.

От вершины горы Алагез по отрасли хребта простирающейся к озерцу Джала-гель и далее, мимо сего озерца до разоренного [55] селения Марак, а от оного высотами Дава-бойну на гору Карабогаз. От горы Карабогаз хребтом Бамбакских гор по значительнейшим высотам Давадаш, Маймак, Алтындаз, Архашан и Кумурлу. Откуда также по вершинам Гюлюмбулак и Агрикар, мимо Атмай-дана и Ишек-майдана, на высоту Баратгедик.

От того места, где высота Баратгедик прилежит к озеру Гокчи, по северному и северо-восточному берегу озера до устья реки большой Сатанагач и вверх по правому берегу до ее источника, от которого по главному хребту гор, — чрез значительные высоты Шишхая, Гончая, Огруджаг, Агиогум и Урум-бассар.

От сей высоты прямою чертою на средину разоренного селения Зод, от оного прямою чертою перерезывая речки Гиль, Сурфа и по правому берегу речки Башкент на разоренное селение Башкент или Чипгилькент. ?т сего селения до разоренного селения Дашкент, от коего по дороге чрез гору Аллагелар прямо до озера Багламыш, откуда по правому берегу речки в озерца сии впадающей до вершины речки Карагач, а от оной на хребет гор Сарыяр, Серчелю и до горы Давагоза; далее по левому берегу речки Базарчай до подошвы горы Кисир и на вершину оной. От вершины сей по хребту гор Кеч-пек, Арахлы, Алк-караван-сарай, Салвартю, Кабарегедик, Геюк, Агри, Сармусахлы. — От Сармусахлы и чрез гору Баджи до горы Капуджиг, по самым высоким местам хребта гор, из которого вытекает речка Охчи-чай и начало свое имеют ущелья Караундара и Аглудара.

От вершины горы Капуджиг по левому берегу речки протекающей по ущелью Аглудара до селения Охчи и далее по левому же берегу Капан-чая или Чоундур до впадения оной в реку Аракс, при урочище Тири, так что селения Шабадин, Геджалан, Охчи и вообще все население по левому берегу реки Капан-чая или Чоундур принадлежат России, а находящиеся по правому берегу оной — Персии.

От устья речки Чоундур, по левому берегу речки Аракса, до Едибулукского брода.

Границы ханства Талышинского, оставаясь в теперешнем их состоянии без всякого изменения, отделяются следующими пунктами: [56]

От Едибулукского брода прямою чертою до Кургана и колодцев, называемых Чала, оттуда прямою чертою на высоту Хуруслу, лежащую на левом берегу речки Барзанта; далее на урочище Шах-тепе, Атма-тепе, Субашю, Акбулаг, Капчегай и до горы Чичаглы.

От горы Чичаглы по хребту гор чрез урочище Алар-кая, Каручан, Мораюрт, Карчасых, Камер-куя и далее чрез Раджа-хиль, Режиль, Карадаш, Чагмагдаш, Базарчай, Нарыш-агач, Чайура, Торпаг-учана, Кала-пута, Хан-булаг, Шандан до вершины речки называемой Рукко и левым ее берегом до впадения ее в море.

На Муганской степи, принадлежащей России, позволяется кочующим народам, подданным персидским, иметь свои зимние кочевья, но за то они должны взносить обыкновенную плату, каковая доселе существовала и без умножения оной на будущее время.

По определению, таким образом, границ комиссары высоких договаривающихся держав назначены будут для постановления граничных знаков без отлагательства.

Условия сии воспримут законную свою силу тогда, как надлежащим образом утверждены будут его императорским величеством государем императором российским и его величеством Фет-Али-шахом, обладателем персидского государства.

Во уверение чего вышеупомянутые уполномоченные, подписав условия сии, приложением печатей своих утвердили. В Тифлисе 1825 года, марта 28-го дня.