Предписание барона Розена г.-л. Вельяминову от 24 августа 1833 г. № 186.

По Высочайшему повелению господин военный министр требует от меня наипоспешнейшего представления разных соображений о войсках Кавказского корпуса состоящих в тесной связи с планом покорения Кавказа. 1 Из многократных подтверждений моих в. п. известно, что представление мое о сем последнем предмете, коему подчинены все другие соображения, останавливается по неполучению от вас мнения о записке инженер-подполковника Бюрно касательно предположенной им оборонительной системе против набегов кавказских горцев, о доставлении коего на мое заключение предписано вам г. военным министром еще в июле месяце 1832 года. Ныне, не находя ни достаточной причины, ни возможности к дальнейшему отлагательству исполнения Высочайшей по сему предмету воли, прошу покорнейше в. п. записку подполковника Бюрно со всеми к оной приложениями и картою, равно и мнение ваше о предположениях сего штаб-офицера представить ко мне непременно к 1-му числу будущего октября, а, буде возможно, [167] ранее, при чем предваряю вас, что о таковом данном мною в. п. предписании с сим сообщаю г. военному министру.

По рапорту в. п. от 21-го сего августа за № 236 нахожу нужным объяснить вам следующее.

Я совершенно согласен с вами, что, по обширным и многосложным занятиям по управлению вверенного вам края, вы имеете весьма мало свободного времени, тем более, что у вас нет помощников могущих облегчить труды ваши, но тем не менее Высочайшие повеления должны быть безотлагательно исполняемы; предписание же о снабжении отдельных начальников на Кавказской линии основанных на правилах Высочайше утвержденных для действий против горцев дано в. п. 4 ноября прошлого года за № 533; если в. п. не имели времени заняться составлением особых подробных инструкций, то вы могли отдельным начальникам препроводить для руководства хотя копии с пунктов правил сих к ним относящихся. Что же касается до действий Владикавказского коменданта г.-м. Оранского против возмутившихся карабулаков, то я согласен с вами, что не благоразумно было с его стороны отправить в столь многолюдную деревню как Большая Андырка только 100 человек пехоты, а впоследствии, когда он собрал более людей и сам пошел туда, то успел наказать главнейших виновников и заставил других изъявить покорность без всякой потери с нашей стороны, хотя действительно карабулаки были достойны большого наказания, но с своими средствами генерал Оранский сделал все возможное; не имея же никакого наставления на подобные случаи, он не мог знать, что в. п. употребите особенный отряд; вообще полагаю, что Владикавказский комендант, как отдельный начальник находящийся на главном сообщении нашем с Россиею, может быть часто в необходимости действовать во собственному соображению, не ожидая разрешения, а как он имеет менее средств прочих отдельных начальников на Линии, то ему более нежели им нужно дать на все случаи положительное и подробное наставление, почему прошу в. п. ускорить снабжением надлежащими инструкциями отдельных начальников Линии, равно и Владикавказского коменданта сообразно Высочайше утвержденным правилам.

1. От ред. Подробные записки и соображения г.-л. Вельяминова о покорении Кавказа уже напечатаны в VII томе Кавказского Сборника.

Дело по отд. генер. штаба 1832 г. № 26.