Письмо барона Розена графу Чернышову от 10 марта 1832 г. № 176.

Военно-окружный в Дагестане начальник генерал-маиор Каханов представил мне следующие известия:

1) Койсубулинские общества Аракан, Унцукуль и Гимры подтвердили присягою Шамхалу Тарковскому, полковнику Сулейман-Мирзе, обещание не участвовать в замыслах Кази-Муллы.

2) По донесению Ахмет-хана Мехтулинского койсубулинцы намерены или убить Кази-Муллу или, захватя его в плен, представить начальству. [86]

3) Сейт, кадий араканский, ревностно старается вооружить общество свое против Кази-Муллы, особенно же усугубил он к сему свои усилия, получив уведомление о Всемилостивейшей пожалованной ему пенсии.

4) Гимринский старшина Магмет обещал также действовать против Кази-Муллы с преданными ему койсубулинцами, намереваясь соединенно с Шамхалом Тарковским, Ахмет-ханом Мехтулинским и Сейт кадием араканским разорить дома сего мятежника, взять в плен его и его самого истребить.

По другим сведениям Кази-Мулла, не взирая на сие, надеется найти между койсубулинцами сообщников, с коими и с другими непокорными нам жителями горной части Дагестана намеревается при открытии подножного корма сделать вторжение в Джарскую область или в Кубинскую провинцию. Жители горных магалов сей провинции Ахты-Паринского и Докуз-Паринского, как слышно, имеют с ним сношение; из оных ахты-паринцы не впустили к себе магального наиба, прибывшего к ним для сбора подати. Так как и прежде возникали в сих магалах беспокойства при уплате подати, то я поручил генерал-маиору Каханову исследовать не слишком ли оная обременительна для весьма бедных жителей сего шагала; магального же наиба приказал заменить другим могущим иметь более влияния на жителей.

В других частях Дагестана все было спокойно по 23 число прошедшего февраля, но дабы в случае возобновления покушений мятежников иметь более средств уничтожить оные при самом начале, я предписал начальнику 21 пехотной дивизии отправить в Дербент всех чинов 42 Егерского полка принадлежащих к двум действующим баталионам для составления там с сводным баталионом сего полка туда возвратившимся с Кавказской линии двух полных баталионов.

Дело 2-го отд. генер. штаба 1832 г. № 3, ч. 1-я