Рапорт г.-а. Панкратьева барону Розену от 25 ноября 1831 г. № 468.

В течение настоящей экспедиции против дагестанских мятежников, лично ознакомясь со всеми обстоятельствами сего края, я усмотрел необходимость безотлагательно приступить к некоторым распоряжениям по управлению зависимых от Российского правительства здешних пародов, дабы через сию меру поддержать водворенный ныне силою оружия порядок, и по возможности обеспечить спокойствие Дагестана на будущее время.

Настоящий владелец Тарковский Шамхал, полковник Сулейман-Мирза, по недавнему своему вступлению во владение и неопытности, утратил в управляемом им народе доверие и вместе с тем влияние на обитателей соседственных земель, что и было главною причиною разорения его владений и усиления мятежника Кази-Муллы. По замеченной мною особенной готовности Шамхала следовать наставлениям к пользе правительства относящимся, я предложил ему к исполнению некоторые советы, на местных обстоятельствах основанные; копию с письма моего полковнику Сулейман-Мирзе у сего на благоусмотрение в. в-ства представить честь имею.

Кроме сего, по просьбе жителей Башлинского общества, я дал предписание Дагестанскому военно-окружному начальнику, чтобы русские чиновники и пристав не вмешивались в разбирательство частных дел между сими жителями, а предоставлено было бы им разбираться собственным судом, к которому они вообще имеют более доверия, при чем подтвердил, чтобы все дела, до сего племени относящиеся, были кончаемы с возможною поспешностью. Упомянутое предписание также представляя у сего в списке, я имею честь покорнейше просить в. в.-ство удостоить оное вашим утверждением.

По прибытии моем в Дербент, общество жителей вошло ко мне с просьбою: 1-е об отмене постройки города по плану; 2-е о постройке казарм для воинских чинов на собранную уже для сего сумму и 3-е об избавлении их от отбывания двойных повинностей. Подробности сей просьбы и распоряжения мои по оной в. в.-ство изволите усмотреть из прилагаемой у сего копии с предписания моего г.-м. Каханову от 25-го сего месяца. Удостоверясь, что польза от перестройки города по плану совершенно не соответствует великим потерям ожидающим обитателей при сем введении, я приказал приостановить оную, и покорнейше прошу в. в.-ство утвердить сие распоряжение в виде милости для жителей города Дербента, оказавших в недавнее время особенное рвение при отражении скопищ [70] мятежника Кази-Муллы и не склонившихся на лживые его обещания. Что касается до остальных двух предметов просьбы, по оным предписано только от меня собрать надлежащие сведения, которые в свое время будут представлены на рассмотрение в. в.-ства.

Там же.