Рапорт генерал-маиора Пантелеева генерал-лейтенанту Фези от 18 марта 1839 г. № 32.

После донесения моего в. пр. от 11-го числа марта за № 24, я того же числа получил рапорт от 9-го числа временного коменданта Хунзахской цитадели маиора Тарасевича, коим он доносит, что по последним сведениям скопища, участвовавшие при последнем нападении на Аварию и Койсубу, вновь готовы собираться и ожидают к тому только приказания Шамиля, сообщники коего Али-бек и Сурхай с 200 человек находятся в Ихно и ожидают [383] туда через три или четыре дня Шамиля. Сборным местом скопищ назначен Ботлих, что близ деревни Апсалты. Многие андийцы не желают участвовать в сборе, но как число преданных к русскому правительству не имеет перевеса, то нельзя надеяться, чтобы андийцы не содействовали Шамилю. На общем совете они будто согласились, что в случае если придет русский отряд, явиться с покорностью. К Шамилю приезжают агенты изо всех обществ, участвовавших с ним в последнем сборе и постоянно находятся у него посланные от обществ: Хидатлинского, Карадагского, Андалальского. Карадагцы обещали послать к нему 120 человек. Тилитлинский кадий Кибит-Магомет не возвратился, а продолжает ходить по разным деревням и уговаривает жителей вооружиться против русских. Так как эти сведения о новых сборах Шамиля еще не подтвердились и я из других источников имею, что Шамиль, вероятно узнав о прибытии в Темир-Хан-Шуру 2-х егерских баталионов, полагает, что предпринимают против него наступательные действия, потому может быть, что со стороны его все ограничится одним только приготовлением. Но в случае, если действительно его скопища соберутся, то нельзя полагать, чтобы он их распустил, не сделав каких-либо новых покушений.

Сверх сего я сего числа получил от 11-го числа от Ахмет-хана уведомление, что сборов мятежнических шаек еще не последовало и подтверждается сведение, о намерении занять Карадагский мост, для обережения которого хан сослал часть своей милиции.

Между тем я хочу воспользоваться нерешительностью Шамиля и посылаю летучий отряд из 2-х баталионов с двумя горными орудиями к Хунзаху в том предположении, дабы показать, что мы не боимся Шамиля и если не успеем отклонить от него некоторые колеблющиеся общества, то по крайней мере увидит Авария, что мы в состоянии дать ей помощь, ободрим ее, как равно и гарнизон находящийся в Хунзахе.

О всем том долгом поставляю иметь честь донести в. пр.

Там же.