Рапорт генерал-маиора Фези барону Розену от 29 августа 1837 г. № 71.

По покорении ныне всего пространства Нагорного Дагестана, между реками Аварским и Андийским Койсу, и Богалальскими и Калалальскими горами, заключающего в себе ханство Аварское в бывшем своем прежнем величии, вольное общество койсубулинцев и зависимые от Аварии общества Ахвальское и Тлохское, и по обеспечении Хунзахской цитадели военными и съестными запасами, полагаю, что настоящая экспедиция приходит к концу, и что приближается время к выводу действующего отряда обратно из Аварии. Однако прежде чем сочту уместным приступить к сему, нахожу нужным привести в исполнение следующее.

Сделать рекогносцировку земли калалальцев и богалальцев, где находится ближайший строевой лес, в коем Авария имеет совершенный недостаток и где проходит теперь одна из главнейших торговых дорог андийцев с Дагестаном и Грузиею.

По последним известиям от Ахмет-хана Мехтулинского, калалальцы и богалальцы, по научению Али-Бека, отказались от покорения нам; однако он с милициею своею остался на позиции при Ингурдахе, дабы прикрыть наш левый фланг и тыл во время экспедиции против Ораты.

Марш отряда туда же может иметь последствия:

а) Что сии два общества, устрашившись, согласятся покориться; б) что наведем страх на андийцев, которые по двуличному поведению своему против нас со времени принесения покорности в начале марта месяца сего года усовестятся представляться предо мною, и потому обращаются для примирения их, то к полковнику Пулло, то к Ахмет-хану Мехтулинскому, и ныне, предугадывая занятие нами торговой их дороги, и опасаясь вероятно наступления нашего по оной чрез мост на Андийском Койсу у селения Моны, послали снова к Ахмет-хану; в) что обознаем совершенно сию неизвестную страну и обработаем дорогу в оную для провоза полевой артиллерии. По возвращении оттоль в Хунзах намерен я начать перевозку вагенбурга обратно в Шуру.

В Хунзахской цитадели предполагаю оставить под командою Апшеронского пехотного полка маиор Педяша 3 роты вверенного ему 4-го баталиона, 3 полевых орудия, 1 горный единорог и 2 кегерновых мортирки 19 артиллерийской бригады резервной № 2-й батареи, с необходимою прислугою от оной же, полагая по 4 артиллериста на каждое орудие, без лошадей, кроме для одного единорога, а в Зирянском укреплении одну роту оного же баталиона Апшеронского пехотного полка с 3-мя полевыми орудиями, сконцентрируя одну в большом люнете № 4. [361]

Во время следования тягостей из Хунзаха в Шуру намереваюсь попытать против единственных трех пунктов в сей стране, отклонившихся до сих пор от принесения покорности, подобную экспедицию, как против Ораты.

На Арах-тау есть кроме с. Харадирик (средней), которое ныне покорилось, еще две деревушки того же названия или лучше сказать два разбойничие гнезда в почитаемых в неприступных местах, которые находятся под влиянием известного в здешних странах разбойника Хоцо, приверженца Шамиля. А на правом берегу Андийского Койсу, повыше Чирката, лежит с. Игали, которое хотя и дало нам заложников и писало к нам еще вчерашнего числа, что пришлет сегодня аманатов и старшин для принесения присяги на верноподданство, однако всегда откладывает исполнение своих обещаний по научению мюридов действующих именем Шамиля. Я полагаю, что честь оружия нашего потребует (буде возможно без значительной потери) покорения сих трех деревень.

Около половины будущего сентября месяца рассчитываю я может весь отряд со всеми принадлежностями прибыть в Темир-Хан-Шуру. Тогда, прежде чем приступить к новым военным действиям, нужно, по мнению моему, распустить отряд на некоторое время на свои квартиры, то есть: Апшеронский полк в Шуру, Куринский егерский и казаков на линию, а баталионы его светлости князя Варшавского полка на удобное место около Шуры. Сим нижние чины будут иметь возможность поправиться совсем около себя и запастись теплой одеждою для осенней экспедиции. Я же буду иметь тогда время произвесть, во исполнение приказа по вверенному в. впр. корпусу, инспекторский смотр Куринского егерского полка.

Таким образом могу я до открытия новой экспедиции получить разрешение в. впр. по всем предметам, а между тек не премину сделать все зависящие от меня распоряжения на случай таковой, о чем в. впр. всепочтеннейше честь имею довести.

Там же.