Письмо генерал-адъютанта Адлерберга барону Розену от 21 августа 1837 г. № 213.

Военный министр, в отношении своем от 2-го мая № 2720 сообщая в. впр. о Высочайшем соизволении Государя Императора, чтобы, согласно предположению вашему, по всему пути Высочайшего следования в крае, управлению вашему вверенному, встречали и сопровождали Его Величество владельцы, князья, дворяне, ханы и другие почетные лица как всех Закавказских владений наших, так и горских племен нашему правительству покорных, а равно чтобы князья, дворяне и почетные старшины составляли в главных местах охранные караулы и конвой при особе Государя Императора, вместе с тем уведомлял вас, милостивый государь, о желании Его Величества, чтобы все сие было учреждено без всякого обременительного излишества, в пределах самою необходимостью указанных.

Ныне дошло до сведения Его Величества, что вместо назначения ограниченного числа помянутых лиц для встреч и сопровождения Высочайшей особи все вообще без изъятия князья и дворяне имеют быть допущены к участвованию в оных. Государь Император в полной мере полагаясь на благоразумие, основательность и благонадежность распоряжений в. впр. в сем случае, для точного [334] исполнения воли Его Величества принятых, изволит однако ж признавать нужным обратить внимание ваше, милостивый государь, на сии сведения, дабы вы, в случае их справедливости (что только может быть отнесено к какому-либо недоразумению), приняли меры к предупреждению в пути Высочайшего следования слишком большого стечения народа, ибо многочисленные толпы не только затруднят и замедлят путешествие, но и препятствовать будут Его Величеству в обзоре с желаемым вниманием предметов того заслуживающих. Государь Император, предоставляя в. впр. распорядиться в сем отношении по благоусмотрению вашему и соображая исполнение воли Его Величества сколь возможно с нравами и обычаями народов вами управляемых, изволит полагать, что в назначении как встреч и представлений, так и почетных конвоев к охранных караулов от жителей (сверх имеющих быть от войск для безопасности) можно бы было ограничиться избранием почетнейших дворян и старшин известных своею приверженностью к нашему правительству, которым и дозволить ожидать прибытия Его Величества в почтительном от дороги отдалении и только по проезде следовать за настоящим конвоем. Само собою разумеется, что в число сих людей не входят верховные владельцы областей и ханств, как-то: владетели Мингрелии и Абхазии и тому подобные, которым уже Высочайше разрешено представиться на местах вами назначенных.

Уведомляя в. впр. о таковом предположении Государя Императора и покорнейше прося вас почтить меня сообщением для доклада Его Величеству тех мер, которые вы вследствие сего принять заблагорассудите, с истинным почтением и совершенною преданностью честь имею быть.

Там же.