Отношение барона Розена военному министру, генерал-адъютанту графу Чернышову от 10 июня 1835 г. № 692.

Командующий войсками на Кавказской линии г.-л. Вельяминов доносит мне, что беглец Андреевской деревни Ташов-Хаджи, способствовавший с прошлого 1831 года Кази-Мулле и Гамзат-Беку к возмущению против нас чеченцев, в феврале месяце настоящего года, составя из разных горцев шайку до 100 человек, начал увещанием и силою принуждать жителей слабых чеченских и ичкеринских аулов пристать к нему, и таким образом, увеличив свое скопище до 300 человек, обратился против больших аулов, требуя от оных продовольствия и присоединения к нему. Но жители аулов Арсеной-Шали, Большой и Малой Атаги, Чагкира и некоторых других, лежащих по правую и левую сторону реки Аргуна, вооруженною рукою отразили скопище сего мятежника, потерявшего при нападении на аул Арсеной двух человек убитыми; со стороны же жителей того аула при сем случае ранено 4 человека; аулы же Устар-Гордой и Ковсур-юрт исполнили все требования Ташова-Хаджи. 6-го апреля мятежник сей, переправившись через реку Аксай, захватил у обывательского караула Ярын-Суйского поста 29 лошадей и увлек в плен находившегося при этих лошадях кумыка.

По последним сведениям Ташов-Хаджи находится в непокорном чеченском ауле Ганиоль, занимается укреплением сего аула и склонением на свою сторону соседственных жителей. В шайке сего разбойника теперь не более 60-ти чел., но гумбетовцы дали обещание явиться к нему по первому его требованию.

Дабы не допустить более усилиться Ташову-Хаджи, предписано командующему Сунженскою линиею подполковнику Пулло принять против него меры, которые по обстоятельствам окажутся нужными; аулы же Устар-Гордой и Ковсур-юрт, исполнившие требования мятежника, равно и другие находящиеся не в дальнем расстоянии от кр. Грозной, которые пристанут к нему, наказать истреблением домов и полей им принадлежащих.

Вследствие сего подполковник Пулло в начале мая составил отряд из одного баталиона Куринского егерского полка, 130 линейных казаков и 3-х конно-артиллерийских орудий и расположил оный лагерем близ селения Таш-кичу. Отряд сей будет охранять Кумыкские владения от вторжений хищников и в случае надобности может быть употреблен для действий в Чечне. Для большего же влияния на аулы чеченцев, командующий Чеченскою линиею [228] расположил лагерем близ кр, Грозной два баталиона Куринского полка и 4 полевых орудия 20 артиллерийской бригады

О чем для доведения до Высочайшего Его Императорского Величества сведения имею честь сообщить в. с., а равно и о том, что я разрешил подполковнику Пулло при первой возможности истребить аулы Гожаль, дабы при самом начале остановить и рассеять скопище Ташов-Хаджи.

Дело 2-го отд. генер. штаба 1835 г. № 65, ч. 1-я.