321. — 1894 г. марта 5. — Прошение поверенных крестьян д. Гек-Килиса мировому посреднику эриванского отдела об ограждении их от постоянных злоупотреблений мулькадаров и их арендаторов.

Мулькадары дер. Гек-Килиса, где обитаем мы с нашими доверителями: Рушан бек Кеганов, Михаил Кегамов, Варвара Кегамова, Маргарита Кялова и др., числом до 11-ти, ежегодно, каждый из них право на свою часть передает какому-нибудь эриванцу ила какому-нибудь другому лицу которые в летнее время, при уборке нами и доверителями нашими произведений с полей дер. Гек-Килиса, прибывают к, нам в деревню и собирают следуемые с нас в пользу мулькадара мульк на гумнах же, после сбора же, они уходят из деревни. Вслед за ними после этого некоторые из мулькадаров, а также некоторые из тех же арендаторов предъявляют в найти ч доверителям в разных учреждениях, как, судебных, так административных, иск, отзываясь неполучением с нас будто мулька, собранного ими уже на гумнах.

Таксе злоупотребление со стороны мулькадаров и арендаторов их правом на законные их части продолжается более 10 лет, напр.: из арендаторов житель гор. Эривани Егор Каракашев и жительствующий в гор. Эривани Микиртич Тер-Оганов таким путем успели даже взыскать с нас, беззащитных, и доверителей наших мульк за один и тот же год три раза и такими поступками своими они в продолжение 10 лет успели нас и доверителей наших привести в окончательную нищету, так что мы теперь от несостоятельности лишились возможности взнести в кассу подати и повинности и содержать свои бедные семейства,

Вследствие таких побудительных причин мы вынуждены были обратиться к нашему высокобл-дию с настоящей почтительнейшею просьбою о защите нас и доверителей наших от таких невыносимых притеснений мулькадаров и арендаторов и запретить им раз навсегда притеснять нас, а мулькадарам предложить, чтобы права свои на свои дела не передавать [359] другим лицам для притеснения нас, а только уполномочить одно лицо или назначить одного саркара для сбора мулька в летнее время на гумнах же, как это делают мулькадары иных мулькадарских деревень. (Последние четыре фразы отчеркнуты на полях) Если же это им не будет выгодно, то каждый из мулькадаров может право свое на свою долю сдать в арендное содержание нашим доверителям, под поручительства какого-либо благонадежного человека из нашей же деревни, по тем же ценам и условиям, до которым он постоянно передает другому лицу. Если они и на это не согласятся и продолжат свое притеснение через других лиц и начальство не обратит на это никакого внимания, тогда мы и доверители наши вынужденными останемся бросить свои жилища и выселиться из этой деревни.

При этом представляем доверенность, выданную нам от всех жителей гек-килнсинского общества.

Подписи поверенных на армянском языке.

См. легенду к № 320; лл. 92-93.