141. — 1886 г. апреля 30. — Постановление эриванского губернского по поселянским делам присутствия о споре между крестьянами и владельцами деревни Кархун относительно способа взноса мулька с хлебных произведений.

Эриванское губернское по поселянским делам присутствие слушало Доклад члена присутствия Юзбашева: Владельцы тиульно-мулькадарской Дер. Кархун, Эчмиадзинского уезда, Искандар хан, Джафар хан и Муса хан Макинские в декабре 1883 года просила мирового посредника 1 эчмиадзинского отдела сделать распоряжение о взносе им, владельцам, мулька с хлебных произведений поселянами названной деревни в снопах или пучках, на гумне. При рассмотрении посредником сего дела поверенные со стороны поселян отозвались, что они выделяли мульк с хлебных произведений зерном, а если теперь владельцы желают получить его в снопах, то они против этого ничего не имеют сказать и добровольно соглашаются вносить таковой снопами. [192]

Владелец Муса хан (он же поверенный братьев своих), объяснив что, так как в Кархуне хлебные пучки не связываются посредством особой навязки и, при перевозке хлебов с поля на гумно, снопы перемешиваются между собою, при чем многие из них вываливается с ароб, и вследствие этого не представляется возможности принимать мульк по счету просил обязать кархунских поселян, чтобы они на будущее время, вязали убранный хлеб в снопы или пучки и в таком виде взносили ему с доверителями 7/30 частей с урожая хлебных произведений.

Против этого поверенные поселян возразила, что они согласились взносить мульк с хлебных произведений в снопах на гумне, в таком виде в каком они сами делают их; если же владельцы Макинские требуют от них, чтобы они вязали зерновые произведения в снопы посредством особой завязки, чего у них нет в обычае, то они, поверенные, отказывайте от этого.

Посредник, приняв во внимание: 1) что между поверенными поселян и землевладельцем не последовало полюбовного по сему предмету соглашения; 2) что при перевозке хлебов с поля на гумно снопы или пучки, и будучи связаны, перемешаются между собою, выпадут с воза и от этот осыпится зерно, что одинаково невыгодно для интересов обеих сторон, да и, кроме того, самое то получение мулька по счету, вследствие неопределенности формы и величины снопов или пучков, неминуемо вызовет между сторонами различного рода споры и недоразумения; 3) что в прежнее время поселяне сами перевозили хлебные произведения с поля на гумно, вымолачивали, провеивали и очищали таковые собственными средствами и засим уже выделяли землевладельцам своим мульк как из зерна, так равно и из саману, что, бессомненно, требовало со стороны их немало труда; времени и денежных затрат; 4) для предупреждения правильного взноса повинностей и во избежание различных злоупотреблений (обмен, кража или утайка зерна), допускавшихся поселянами во время молотьбы, к токам приставлялись владельческие люди для надзора за работами поселян, прикладывалась печать (тадж), которая иногда по несколько дней не снималась, и, вследствие, этого, обмолоченный на гумне хлеб подвергался гибельному действию дождя, ветра и солнца; и 5) при уничтожении повинности за саман имелась в виду, главным образом, эксплоатация землевладельцами поселянского труда, тогда как при взносе мулька с зерновым произведений в снопах или пучках труд этот исключается из рабочей силы поселян, 27 марта 1884 года определил, руководствуясь 83 ст. поселл. полож., а также постановлением присутствия, 25 июня 1380 года [193] состоявшимся, следующее: а) обязать поселян тиульно-мулькадарской деревни Кархун, чтобы они на будущее время причитающийся с них пользу владельцев этой деревни с хлебных произведений мульк, в размере 7/30 частей, вязали в снопы или пучки и в таком виде выделяли им на гумне; б) постановление это, не приводя в исполнение, представить на усмотрение эриванского губ. присутствия, и в) о вышеизложенном объявить сторонам, за распискою их.

Поверенные поселяне от подписи отказались. Для решения настоящего дела были вызваны присутствием на 30 января 1885 года поверенные поселян дер. Кархун и владельцы Искандар хан, Джафар хан и Муса хан Макинские, но из них Муса хан не явился. Владелец Искандар хан просил присутствие обязать поселян дер. Кархун, чтобы они мульк с зерновых произведений выделяли бы в связанных снопах, а не в виде пучков, завернутых наподобие енджи и сена, на том основании, что в связанных снопах колосья находятся снаружи и видны, между тем как в завернутых пучках колосья, находясь внутри, не видны, вследствие чего поселяне могут отрезать колосья и взамен их вложить что-нибудь другое, например: сено, енджу и проч. Другой же владелец, Джафар хан, заявил, что то закону поселяне обязаны выделять мульк или зерном или в снопах и что по этому он желает получить в снопах, а не в пучках.

Против этого поверенные поселян объяснили, что они по установившемуся издавна обычаю убирают хлебные произведения в виде пучков, а не связанных снопов, и что на выдел владельцам мулька в снопах довернули их не согласны. Затем на вопрос председателя владелец Искандар хан ответил, что он не видел, в каком виде поселяне дер. Кархун убирали хлебные произведения, так как он получал мульк зерном вместе с саманом до отмены сей последней повинности; владелец же Джафар хан ответил, что половина кархунцев связывает снопы, а другая половина пучки, по поверенные возразили, что никогда и никто не связывал снопов.

На предложение председателя окончить это дело взаимным соглашением, владелец Искандар хан и поверенные поселян отказались, а Джафар хан изъявил согласие получать причитающийся на его долю мульк в том виде, в каком поселяне убирают, с условием, чтобы выбор пучков был предоставлен ему и притом на гумне.

Губернское присутствие, выслушав вышеизложенное, нашло, что заявление владельцев и поверенных поселян о существующем обычном порядке уборки хлебных произведений взаимно противоречат; что в постановлении мирового посредника не заключается никакого по сему предмету [194] разъяснения, хотя вопрос этот был затронут сторонами; что посреднику и надлежало выяснить — насколько достоверно заявление поселян о несуществовании у них обычая завязывать снопы и что при таком отсутствии данных для окончательного решения настоящего дела присутствие лишено возможности дать свое заключение о том, будет ли обременителен для поселян установленный, согласно просьбе владельцев, посредником порядок взноса мулька в снопах или нет. А потому определило предложить мировому посреднику эчмиадзинского отдела отправиться в дер. Кархун и выяснить дознанием, как производится уборка хлебов, т. е. вяжется ли в пучки или в снопы как в самой дер. Кархун, так и в окольных деревнях.

Во исполнение сего мировой посредник при рапорте, от 5 июня 1885 года. № 175, представил на усмотрение присутствия протокол произведенного им 2 июня в сел. Кархун дознания, и коего видно: а) посредником были вызваны по несколько человек почетных и добросовестных поселян из смежных с Кархуном казенных и мулькадарских деревень, б) поселяне казенных деревень: Верхний Хатунарх, Нижний Хатунарх, Сафиабат, Эвджиляр и Чубухчи показали, что в деревнях их убирают хлеба косою, причем убранный хлеб связывают в снопы посредством особой завязки, делаемой из мягких стеблей тех же хлебных растений, в таком виде перевозят с поля на гумно; поселяне же мулькадарских деревень: Туркмаилу и Камарлу показали, что они и односельцы их убирают хлебные произведения косою и серпом, часть убранного хлеба связывают в правильные снопы, а часть завертывают в пучки наподобие сена и что этот последний способ уборки практикуется мало и большею частью у беднейших семейств; в) относительно уборки хлебов в сел. Кархун поселян поименованных выше деревень единогласно показали, что они, как соседи кархунцев, постоянно бывают в этой деревне и знают, что здесь хлебные растения убираются косою и серпом и что некоторые домохозяева вяжут, хлеба в снопы, а другие завертывают их в пучки наподобие сена, но как велик размер тем или другим способом убранного хлеба, сказать не могут, ибо не помнят.

Губернское присутствие, в заседании 9 июля 1885 года выслушал донесение посредника и приняв во внимание: 1) что дознание посредника доказывает, что в Кархуне существует двоякий порядок уборки хлебных произведений, но какой из этих двух порядков преобладает, окольные жители почему-то уклонились выяснить, чего они не сделали в отношении всех прочих деревень; во 2) что ст. 83 Посел. полож. требует, чтобы вновь определенный порядок отбывания повинностей был установлен по [195] соображению с местными условиями, мировым посредником с утверждения присутствия, но с тем, чтобы порядок этот не был для поселян обременительнее ныне существующего, и 3) что ни поселяне, ни владельцы, ни окольные жители не дали справедливых и точных сведений о преобладающем существующем способе уборки хлебных произведения в сел. Кархун, — признало затруднительным остановиться на одном из указанных порядков и решить, насколько заслуживает уважения, с одной стороны, заявление поселян о том, что сдача мулька с хлебных произведений в снопах противоречит существующему обычаю и обременительна для них, и с другой — заявление владельцев о том, что выдел мулька в пучках убыточен для них и дает поселянам повод к злоупотреблениям, а потому для безобидного для сторон разрешения сего дела определило: Предложить мировому посреднику 1 эчмиадзинского отдела выяснить на месте категорически следующее: в каком виде (в снопах или пучках) большинство поселян дер. Кархун вносило владельцам в течение предыдущих годов мульк с хлебных произведений; какая существовала разница в уборке хлебов в снопах и в пучках и какие именно выгоды и невыгоды представляют каждый из этих порядков для владельцев и поселян.

Во исполнение сего мировой посредник 14 сего апреля, за № 105, доносил: сведущие лица, вызванные из окольных деревень: Нижний Хатунарх — Баба Мануков, Никогос Тер Карапетов и Нерсес Амбарцумов, Верхний Хатунарх — Оганес Бадалов, Вагаршак Газаров и Авак Аветисов, Камарлу — Мамед Машади Зейнал оглы, Кялбалай Таги Гаджи Гусейн оглы и Машади Абас Гаджи Зейнал Абдин оглы, Хараба-Колани — Кялбалай Али Гаджи Кафар оглы и Кялбалай Мамед Зейнал Абдин оглы, Шарифабат — Кялбалай Абдулла Садых оглы и Мамед Багир Гаджи Абас оглы, и Туркманлу — Машади Искандер Гусейн оглы, Кялбалай Мамед Гаджи Ахмед оглы Кялбалай Исмаил Вали оглы и Агали Мамед оглы показали: 1) что в дер. Кархун хлебные растения убираются косно (кяранди) и серпом (Mapaнди) и что здесь существует двоякий способ уборки хлебов: в пучках или снопах; 2) поселяне дер. Кархун в течение предыдущих годов взносили землевладельцам своим мульк с хлебных произведений зерно; 3) большинство поселян означенной деревни убирает хлеба косою, завертывая их наподобие сена или енджи, а меньшинство — серпом, завязывая их в снопы; 4) разница в уборке хлебов в пучках и снопах заключается в том, что хлеба, убранные косою, завертываются в пучки, наподобие сена и енджи, и они не завязываются и колосья в них находятся внутри; хлеба же, скошенные серпом, завязываются в снопы и колосья в них находятся [196] снаружи; 5) уборка хлебов в пучках косою представляет для поселян те выгоды, что она требует меньше затрат и времени, чем уборка хлебов в снопах серпом. Искусный жнец выкосит в день 200 — 300 пучков, между тем как тот же самый жнец в тот же промежуток, времени может сжать, серпом только 80 — 100 снопов хлеба, и 6) уборка хлебов в пучках, представляет для мулькадаров те невыгоды, что в пучках, завернутых наподобие сена, колосья находятся внутри и они их не видят, между тем как при уборке хлебов в завязанных снопах колосья находятся снаружи и они, мулькадары, видят их при получении мулька, по счету, стогами на поле, или снопами на гумне и могут по своему усмотрению выбирать те стоги или снопы, в коих колосья полны зернами.

В заключение посредник доложил, что в дер. Кархун практикуется двоякий способ уборки хлебных растений — снопами и пучками, причем первые из них завязываются посредством особой завязки, называемом «бандам», а вторые завертываются наподобие сена или енджи. Доказательством того, что в дер. Кархун преобладает порядок уборки хлебов в пучках, без завязки, служит, между прочим, собственное сознание мулькадара части этой деревни Муса хана Макинского, который при разборе посредником в 1884 г. настоящего дела заявил, что, так как в Кархуне хлебные пучки не завязываются посредством особой завязки и при перевозке хлебов с поля на гумно пучки (снопы) перемешиваются между собою, причем многие из них вываливаются с ароб и вследствие этого не представляется возможности принимать мульк по счету, и просил обязать кархунских поселян, чтобы они на будущее время вязали убранный хлеб в пучки или снопы и в таком виде взносили ему с доверителями установленный мульк.

Справка: в постановлении присутствия 25 июня 1880 года, на которое ссылается посредник в своем решении, между прочим, разъяснено, что с отменою мулька за саман, дозволяется, по взаимному соглашению владельцев и поселян, уплачивать мульк с земных произведений а) счетом (в снопах или пучках); б) мерою или весом (зерном) и что определение одного из этих способов взимания малджегата или багры и в каких случаях: и на какое расстояние таковой должен перевозиться — предоставляется обоюдному соглашению владельцев и поселян; в тех же имениях, где соглашения не последует, порядок взимания малджегата или багры определяется, согласно 83 ст. Посел. полож., по соображению с местными удобствами и средствами, мировым посредником, с утверждения губернского присутствия, но с тем однако, чтобы новый порядок, не был обременительнее существовавшего. [197]

Законы; ст. 83 Посел. полож. (т. IX особ, прилож. изд. 1876 года).

Губернское присутствие, выслушав изложенное, находит, что ст. 83 Посел. полож. обязывает, чтобы вновь определенный порядок отбывания повинностей был установлен по соображению с местными условиями и чтобы порядок этот не был для поселян обременительнее ныне существующего. Посему и принимая во внимание: а) что в дер. Кархун существует двоякий способ уборки хлебных растений; большинство поселян убирает хлеба косою, завертывая их наподобие сена или енджи в пучки, а меньшинство — серпами, завязывая их в снопы, и б) что уборка в пучках представляет для поселян те выгоды, что она требует меньше затрат и времени, чем уборка хлебов в снопах серпом, ибо искусный жнец может выкосить в день 200 — 300 пучков, между тем как серпов может сжать только 80 — 100 пучков, — присутствие признает справедливым установить в дер. Кархун преобладающий ныне порядок, уборки хлебных произведений, т. е. в пучках без завязки, и потому определяет: Постановление мирового посредника 1 эчмиадзинского отдела, 27 марта 1884 года состоявшееся, коим он обязал кархунцев, чтобы причитающийся с них в пользу владельцев мульк, в размере 7/30 частей, они вязали в снопы или пучки и в таком виде выделяли бы на гумне, отменить, а взамен того обязать тех же поселян выделять владельцам на гумне мульк. с хлебных растений в пучках, завернутых наподобие сена и енджи, но без завязки, не препятствуя в то же время желающим поселянам взносить добровольно мульк и в завязанных снопах. — Копию с сего постановления препроводить мировому посреднику 1 Эчмиадзинского отдела для объявления сторонам, с предоставлением, в случае неудовольствия, обжаловать оное правительствующему сенату, но 2 департаменту, в 30-дневный срок, со дня объявления, с соблюдением при этом порядка, изложенного в высочайше утвержденном 30 апреля 1885 г. мнении государственного совета.

Председатель — эриванский губ-р (подпись).
Заседающий на правах члена — управляющий госуд. имущ, (подпись).
Члены Присутствия (подписи).
И. д. секретаря (подпись).

Ф. № 28с/91, д, № 701, «По отграничению земельного надела деревни Кархун, Эчмиадзинского уезда»; на 482 листах, лл. 8-15.