КОЛОКОЛОВ П. Ф.

ОПИСАНИЕ ВЛАДЕНИЯ ТАБАСАРАНИ

ОПИСАНИЕ ТАБАСАРАНА

1831 г.

Описание владения Табасарани, составленное 1831-го года 1

Владение Табасаран разделяется на Верхнюю и Нижнюю Табасарань.

Пространство. Оно простирается от востока к западу на 90, а от севера к югу на 50 верст и заключает в себе до 4500 квадратных верст.

Границы. Владение Табасаран граничит к северу с владением народов каракайдах и провинции Терекеме, к востоку с городом Дербентом и с магалом Улус, принадлежащим шамхалу Тарковскому, к югу с Кюринским и Казыкумукским владением, а к западу с владением вольных народов Сюргай.

Горы. Главный хребет гор в Табасаране Рапак, идущий от хребта Катаган-даг, Он имеет направление к юго-востоку; вершины оного иногда и в летнее время покрываются снегом. Жители Табасарани имеют по оному свои пастбища. Второй хребет, идущий от хребта Рапак, состоит из гор Нитриг-герве и Калуг-даг; он имеет направление параллельно хребту Рапак; по вершинам оного есть хорошие пастбищные места. Хребет Кора-Меша идет от хребта, со стоящего из гор Нитриг-герве и Калуг-даг; он имеет направление к югу, вершины оного покрыты снегом. Хребет Бент-Меша идет от хребта Рапак и имеет направление к востоку; вершины оного в некоторых местах покрыты снегом.

Воды. Главные реки в Табасарани: Рубас, Зизик-чай, Яргил-чай и Кашан-чай. Рубас имеет начало свое из источника горы Хараг-Шилли-даг, протекает чрез магалы Хараг-Шилли, Кирах. Хучни, Этех и Улус /магал Улус принадлежит шамхалу Тарковскому/, имея направление к востоку, по пространству на 60 верст и впадает в море. Зизик-чай имеет начало из источников горы Карагулуг, протекает чрез магалы Нитриг и Дыре, имея направление к востоку, по пространству на 25 верст и впадает в р. Рубас в 10 верстах ниже сел. Карчаг. Ярчил-чай имеет начало свое из источников горы Нитриг-герве, протекает чрез магалы Нитриг, Агмергу и Дыре, имея направление к востоку, по пространству на 20 верст и впадает в р. Зизик-чай в двух верстах ниже сел. Егендаль. /. [314] Кашан-чай имеет начало свое от источников хребта Рапак, она протекает чрез магалы Кашан и Агул-дере, имея направление к юго-востоку, по пространству на 25 верст и впадает в р. Гюльгеры, протекающую по границе с Куртинским владением, в одной версте ниже сел. Ксарах.

Климат. Верхняя Табасарань по своему гористому местоположению имеет климат здоровый. Весна начинается в начале мая, продолжительных дождей и туманов не бывает, в летние месяцы, июль и август, жары не ощутительны. Осень начинается с половины сентября и большею частью бывает хорошая. Самое холодное время в феврале и марте месяцах, снег лежит иногда оба сии месяца. Нижняя Табасарань по своему низменному положению, прилегающему к морю, имеет климат не совсем здоровый. Весна начинается в начале апреля и большей частю дождливая, с половины июля до сентября бывают довольно значительные жары, осень начинается в начале ноября и большею частью дождливая. Дожди бывают весьма сильны, но непродолжительны. Река Рубас по причине оных причиняет наводнение, которое иногда продолжается 7 или 8 дней. Самое холодное время генварь и февраль месяцы, но снег никогда не лежит более недели. В Нижней Табасарани лихорадочные болезни иногда бывают в высшем градусе и большею Частью в летнее время.

Произведения. В Верхней Табасарани почва земли не весьма плодоносна, слой оной, состоящий из илу, неглубокий, и хлебопашество не весьма удобно, но сенокосы очень хорошие. Посев в оной преимущественно: пшеница и ячмень, в небольшом количестве просо, конопля и кукуруза. Из плодоносных дерев большею частью ореховые, кои растут по долинам. В некоторых магалах есть в небольшом количестве фруктовые и виноградные сады. В Нижней Табасарани почва плодоноснее, и хлебопашество удобнее, и сенокосы удобнее. Кроме посева пшеницы, ячменя и конопли, сеют хлопчатую бумагу, а в некоторых местах табак и мариону. Из плодоносных дерев ореховые в изобилии, равно как фруктовые и виноградные сады, а в некоторых селениях занимаются и шелководством.

Пчеловодство. Пчеловодство, как в Верхней, так и в Нижней Табасарани, в небольшом количестве.

Скотоводство. Жители Табасарани имеют довольное количество рогатого скота, преимущественно же баранов и коз, кои пасутся летом по хребтам Верхней Табасарани, а зимою по долинам Нижней.

Разделение. Верхняя Табасарань разделяется на 9 магалов, из коих 7 признают себя независимыми, остальные два принадлежат Аслан хану казыкумыцкому и кюринскому. Нижняя Табасарань разделяется на семь магалов, из коих один принадлежит Аслан хану казыкумыцкому и кюринскому, два принадлежат наследнику майсумов Ибрагиму Карчагскому, последними четырмя владеют беки из фамилии Муртазали кадия. Магалы Верхней Табасарани, ни от кого не зависимые, суть: Когрын, Гуркул, Хираг, Хараг-Шилли, Суак, Нитриг и Дыре.

Народонаселение. Вообще Нижняя и Верхняя Табасарани простираются до 5379 семейств. В магалах, признающих себя [315] независимыми, простирается до 2323 семейств; з магалах, принадлежащих Аслан хану казыкумыцкому и кюринскому, простираются до 555 семейств; в магалах, принадлежащих наследнику майсумов Ибрагиму Карчагскому, до 846 семейств, в магалах, принадлежащих бекам из фамилии Муртазали кадия, простирается до 1775 семейств. Народ сей лезгинского племени, но имеет собственный табасаранский язык, который не сходствует с языком прочих народов лезгинского племени.

Вера. Жители Табасарани исповедуют магометанскую веру, принадлежат к секте Сунна. Между духовными особами преимущественно уважается... (Одно слово неразборчиво. — Ред.) Мамет Эффенди он поддерживает шарият и силою красноречия увлекает народ исполнять правила оного; некоторые магалы принимают его поучения.

Правление. В прежние времена Табасарань находилась под управлением майсумов (Майсум – владетель, признанный народом и почитаемый за беспорочного; он имеет над народом власть неограниченную), но около 1780 года, когда по смерти Муртазали майсума, за малолетностью сына его Ниврус бека, оно подпало под управление матери его Карахан-кизы-ханум, Муртазали кадий, живший в то время и имеющий влияние на народ увидя слабость в правлении, воспользовался случаем и завладел магалом Ярей. Впоследствии же времени сын eгo Рустем кадий завладел магалами Хучни и Тат [?], жители же магалов Гуркул и Хираг признали себя независимыми. С сего времени наследники майсумов управляли только магалами Хараг-Шилли, Агмергу, Агул-дере и Этех. Управление их сими магалами продолжалось до 1814 года, но около сего времени магалы Агмергу и Агул-дере подпали под управление Сурхай хана казыкумыцкого и кюринского, а с 1820 году и магал Кашан-дере подпал под управление владетеля казыкумыцкого и кюринского. В 1826 году, во время смутных обстоятельств, магалы Хараг-Шилли, Когрын, Суак, Дыре и Нитриг признали себя независимыми и соединились с магалами Гуркул и Хираг.

Таким образом, ныне под покровительством правительства российского три магала состоят под управлением Аслан хана казыкумыцкого и кюринского, два под управлением наследника майсумов Ибрагима Карчагского, тремя же управляют беки из фамилии Муртазали кадия. Семь магалов, составляющих Вольную Табасарань, имеют особенное правление. По сему предмету каждый год два или три раза весною бывает джагань или дыгорь. В нем участвует весь народ, так что из каждого семейства обязан быть на оном один человек непременно, в противном случае небывающие подвергаются штрафу, который образуется в пользу, общества. Собрание сие бывает по предмету независимости всеобщего согласия и управления. Все дела и советы решаются в оном с общего согласия, каждый имеет право делать предложения, заключения и опровергать оные. Виновники наказываются почти теми же обычаями, как и при майсумах, но сильные фамилии имеют преимущество пред слабыми. [316]

В каждом селении есть кауха (Кауха – старшина в селении), к коему оное имеет уважение, преимущественно же уважается всем народом кауха сел. Хив Пир — Мамет и кауха в сел. Ругуч Шах бан; в собрании они первые подают советы, и все дела решаются, хотя с общего согласия, но почти всегда по их определению. Собрание сие бывает на месте, называемом Харба-Куран, верстах в двух от сел. Каярых, или на горе Нитер-герве, верстах в двух от сел. Яргиль, или на месте, называемом Тыхдам, при р. Рубас, верстах в трех ниже сел. Хучни.

Подать. Жители Табасарани в прежние времена платили подать майсумам, но впоследствии времени, когда оно подпало под управление различных лиц, а часть оной сделалась независимою, то и подати несут только ныне магалы, коими управляют наследник майсумов Ибрагим Карчагский, беки из фамилии Муртазали кадия и Аслан хан казыкумыцкий и кюринский, состоящие под покровительством России. Подать сия собирается различно, смотря по богатству и числу семейства, от одного до восьми рублей серебром в год. Кроме сего, управители магалами взыскивают штрафы по обычаю и правам майсумов; они бывают по случаю различных их притязаний. Жители же Вольной Табасарани не несут никаких податей, как были по случаю надобностей всего народа.

Торговля. Табасаранцы ведут торговлю большею частью с Дербентом, с вольными народами каракайтах и кубачи. Они сбывают нарушну [?], паласы, ковры, также баранов, масло, сыр и мед. Из Дербента получают соль и бумажные ткани. Из владения Каракайтаг получают вещи, приобретенные хищничеством, из Кубачи — огнестрельное и холодное оружие. Торговля сия производится большею частью сменою. Собственных денег табасаранцы никогда не имели, между ними употреблялись, как прежде, так и ныне, так называемые ханские; они принимают также и российскую монету; в особенности между жителями Нижней Табасарани серебряные рубли предпочитают пред прочею монетою.

Военные силы. В магалах Вольной Табасарани по случаю обороны может собраться войска до 3000, из сего числа конных не может быть более как 300. Табасаранцы никогда не собираются партиями для хищничества и не делают нападение на соседние народы, но храбро защищаются противу неприятелей и в сем отношении почитаются храбрейшими от соседних народов. Они собираются по сигналу, который подается ружейным выстрелом, с криком "харай" и могут быть на месте, откуда подан сигнал, не прежде как чрез полтора дня.

Главных дорог, идущих из Дербента в Табасарань, почитается две; одна, идущая чрез сел. Хучни; другая, идущая чрез сел, Карчаг.

Дорога, идущая чрез сел. Хучни. От Дербента дорога идет по тракту в Кубу около 7 верст до урочища Абасала, откуда поворачивает вправо и идет около 5 верст по равнине Дузлаг-Чул, потом, перейдя около 1/2 версты гору Канейли, коей подъем и спуск незатруднительны, слушается в долину Марага-Камым и идет по [317] оной около 10 верст, с левой стороны речка Марага-чай, потом, поднимаясь одну версту на гору, входит в селение Марата. От селения Марага (При сел. Марага есть удобное место для расположения лагерем 5/т. отряда) дорога идет по ровному возвышенному и открытому местоположению около 7 верст в сел. Хеле-пенжи, откуда начинает спущаться к реке Рубас около двух верст; спуск сей довольно крут и затруднителен, однако удобопроходим для артиллерии; перейдя чрез Рубас, поднимается на гору Зепак Ерум и входит в сел. Тцанак; подъем простирается около трех верст и не весьма затруднителен. От сел. Тцанак дорога поднимается 5 верст к сел. Цухтыр, оставляя в полверсте справа сел. Рущуль, а слева сел. Аркит, и подъем сей незатруднителен; от сел. Цухтыр спускается три версты лесом короч. [?] сел. Рукат; спуск сей не весьма затруднителен; от сел. Рукат переходит речку Чардыр-чай и идет около двух верст ровным и открытым местоположением до р. Рубас, перейдя оную; входит в сел. Хучни (При сел. Хучни есть удобное место для расположения с войском 5/т. отряда. Селение сие находится в центре, куда сходятся дороги из прочих сел Большой Табасарани; занятием сего пункта прекращается главное сообщение Вольной Табасарани с Дербентом. Сел. Хучни находится в расстоянии от Дербента около 45 1/2 верст).

Дорога, идущая чрез сел. Карчаг. От Дербента дорога идет чрез реку Хошмязик, находящуюся в 20 верстах по тракту от Дербента в Кубу, перейдя при сем селении речку: в речку Рубаис [?], которая весною от половодия бывает довольно глубока, так что переправа чрез оную прекращается иногда целую неделю; от сей речки она идет версты четыре по равнине Кологан, потом поднимается на гору Поласа, подъем сей нисколько незатруднителен; пройдя по сей горке около трех верст, спутается в долину Сюгют; спуск сей простирается до 50 саженей и незатруднителен, ибо дорога в сем месте разработана. По сей долине она идет лесом около 18 верст до сел. Иман-Кули-кент, пересекаясь в трех местах канавами, проведенными из р. Зизик-чай, чрез кои устроены хорошие мосты. От сел. Иман-Кули-кента дорога идет около семи верст долиною Эчер по левой стороне р. Зизик-чай, в расстоянии от оной на 1/2 версты, до сел. Карчаг, которое находится вправо от дороги на версты на довольно крутой горе. От сел. Карчаг (При сел. Карчаг находится удобное место для лагерного расположения 10/т. отряда) дорога идет по долине Дочун около 5 верст по левой стороне р. Зизик-чай до сел. Зизик, пересекаясь тремя канавами, проведенными из вышеупомянутой реки; чрез сии канавы устроены хорошие мосты; по долине сей в некоторых местах пролегает дорога, к дороге сады; от сел. Зизик дорога, перейдя р. Зизик-чай, начинает подниматься на гору Вагнык и, пройдя около 1 1/2 версты, входит в лес; подъем сей простирается около 3 1/2 верст и не [318] представляет слишком большого затруднения, ибо дорога в сем месте разработана и удобна для прохода артиллерии; пройдя около пол — торы версты, начинает спутаться лесом в ущелье Кушан; спуск сей простирается около 1/2 версты и не представляет слишком большого затруднения; далее дорога идет около двух верст волнистым местоположением по скату горы Кашкат-даг, откуда начинает спускаться к р. Зизик-чай; спуск сей простирается около 1/2 версты и частью затруднителен; перейдя реку, дорога поднимается около полверсты к сел. Варта; подъем сей довольно крутой, но дорога разработана и к проходу артиллерии удобна, от сел. Варта дорога идет открытым местоположением около трех верст с левой стороны речки Зизик-чай по скату хребта Кара-Меша; скат сей довольно крут и изрезан ребристыми лощинами, пройдя три версты, она пролегает кустарником около 1/2 версты, откуда идет около двух верст открытым извилистым местоположением до сел. Чере (При сел. Чере есть удобное место для расположения лагеря 5/т. отряда; селение сие находится также частью в центре второго сообщения с городом Дербентом), от сел. Чере дорога идет около трех верст по левой стороне речки Коярык открытым извилистым местоположением и, перейдя речку, начинает постепенно подниматься около 1 1/2 версты к сел. Коярык, откуда идет около 1 1/2 версты на гору Калуг-даг, где находится место, называемое Харба-Куран, место сие весьма удобное для расположения лагеря 5/т. отряда.

[Помечено:] Подлинное подписал корпуса топографов прапорщик Колоколов.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 1850.3, лл. 1-9; заверенная копия


Комментарии

1. Петр Федорович Колоколов /1801-1841/, из солдатских детей; с 1822 г. в корпусе военных топографов, участник войн с Персией и Турцией 1826-1829 гг.; в 1831 г. в Дагестане, в 1834 г. на съемке в Кубанской области /о нем: его формулярный список, составленный в 1826 г., — ЦГВИА, ф, 489, оп. 1, д. 7071, л. 376; "Исторический очерк деятельности корпуса военных топографов", СПб., 1872, Приложение, стр. 8; "Кавказский сборник", 19, 1895, стр. 104; 30, 1, 1910, стр. 71/. Колоколов является также автором "Карты российских владений за Кавказом, составленной корп. топогр. поручиком Колоколовым в 1836 году" /Отдел рукописей Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина, ф. 169, Д. А. Милютина, № 81, д. 2/.

Текст воспроизведен по изданию: История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М. Издательство восточной литературы. 1958

© текст - под ред. Косвена М. О., Хашаева Х-М. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
©
OCR - Станкевич К. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Издательство восточной литературы. 1958