«Признать удобность запретить на время...»

Царь Александр I и генерал А. П. Ермолов о мусульманском паломничестве

Важнейшее место в истории Русского Кавказа занимает эпоха правления этим краем генерала Алексея Петровича Ермолова 1. Постоянное внимание легендарного «проконсула Кавказа» тогда обращал на себя «мусульманский вопрос» 2. Ермолов, как и другие русские администраторы, сталкивался при этом с необходимостью учитывать культовые особенности «магометанского закона», в том числе обычай паломничества в Мекку. Посещение родины пророка Мухаммада традиционно считается одним из пяти «столпов» ислама, паломничество (хаджж) обязателен хотя бы раз в жизни для мусульман, которые в состоянии совершить его 3. Проблема регулирования хаджа для монархии Романовых осложнялась во многом тем, что с 1517 г. Святые места ислама в Аравии находились под верховной властью постоянной соперницы России на Востоке – Османской Турции. Данное обстоятельство отразилось в достаточно неоднозначном отношении центральных и местных органов царской власти к поездкам последователей «магометанского закона» в Мекку 4. Наше внимание привлекли «отношения», которыми обменялись Ермолов и петербургский МИД в связи с вопросом о проведении мусульманского паломничества в 1822 г. Ниже воспроизводится снабженное необходимыми пояснениями содержание двух данных документов, рукописные тексты которых хранятся в Архиве внешней политики Российской империи.

(Публикация Д. Ю Арапова)


«№ 1.

11 генваря 1822. Тифлис

Его Сиятельству К.В.Нессельроде 5.

Милостивый Государь Граф Карл Васильевич.

Многие из жителей Мусульманских наших областей ездят на поклонение в Мекку. По теперешнему состоянию дел в Турции, думаю я, полезно было бы воспретить им оное, ибо возвращаясь оттуда не только привозят они нелепые слухи, но и свидетелями бывают злодейских поступков Турок против Христиан 6 и почитая Султана главою закона своего 7, тем с большим подобострастием чтут могущество его, что видят истребление Христиан не наказываемым. Размножение подобных понятий не может быть выгодным Правительству.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть Вашего Сиятельства

Покорнейший слуга
Алексей Ермолов».

[АВПРИ. Ф. 161/4 «Азиатский департамент», оп. 729/2, ед. хр. 35, л. 1] [131]

«№ 2.

Копия с отношения к генералу Ермолову.

С. Петербург. Марта 10го 1822.

Вследствие представления В<ашего> высок<опревосходительства> в отношении Вашем от 10 генваря Государь Император 8 высочайше признать изволил удобность запретить на время жителям Мусульманских областей наших ездить в Мекку на поклонение. Но Его Императорскому Величеству угодно было притом, чтобы при исполнении сей меры, вы не оставили стараться представить оную в свойственном ей политическом виде 9. Сие временное запрещение имеет прекратиться с переменою и устройством дел на востоке, и с сим уверением для будущего, оно конечно не потревожит ни совести Магометовых почитателей, ни доверенности их к благорасположению Правительства» 10.

[АВПРИ. Ф. 161/4 «Азиатский департамент», оп. 729/2, ед. хр. 35, л. 3]


Комментарии

1. В 1816-1827 гг. Ермолов был командиром Отдельного Грузинского (с 1820 г. - Кавказского) корпуса и управляющим по гражданской части на Кавказе и в Астраханской губернии.

2. Более подробно см.: Арапов Д. Ю. А. П. Ермолов и мусульманский мир Кавказа // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2001, № 6.

3. Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991. С. 261.

4. Более подробно см.: Арапов Д. Ю. Первый российский указ о паломничестве в Мекку // Россия в средние века и новое время. - М., 1999; Резван Е. А. Хаджж из России // Восток: история и культура. - СПб., 2000.

5. Нессельроде Карл Васильевич, граф - русский дипломат, с 1816 г. управляющий Министерством иностранных дел.

6. Ермолов имел в виду происходившее тогда кровавое подавление турецкими войсками освободительных восстаний христианского населения Валахии и Греции (см.: Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало XX в. - М., 1978. С. 78).

7. В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия признала авторитет турецкого султана «яко Верховного Калифа Магометанского закона», то есть духовного предводителя мусульман-суннитов. В 1783 г. Екатерина II в одностороннем порядке аннулировала эту статью данного соглашения, но все последующие правители страны до В.И.Ленина включительно фактически считались с халифатом Османов, как с важнейшей идеологической реальностью жизни мусульманского мира. Институт халифата в Турции был упразднен Кемалем Ататюрком в 1924 г.

8. Царь Александр I (1801-1825).

9. На основании поступившего из Петербурга данного распоряжения на Кавказе были отданы соответствующие указания о временном «замораживании» мусульманского паломничества (см.: Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX в. - Махачкала, 1959. С. 41-42).

10. «Отношение» К. В. Нессельроде к А. П. Ермолову ранее публиковалось без каких-либо пояснений: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АСКАК). - Тифлис, 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 713.

Текст воспроизведен по изданию: "Признать удобность запретить на время...". Царь Александр I и генерал А. П. Ермолов о мусульманском паломничестве // Кавказский сборник, Том 2 (34). 2005

© текст - Арапов Д. Ю. 2005
© сетевая версия - Thietmar. 2010
©
OCR - Halgar Fenrirrsson. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Кавказский сборник. 2005

Мы приносим свою благодарность
Halgar Fenrirrson за помощь в получении текста.