A. A. Бестужев — M. В. Дмитревскому.

30 мая 1837 г. (Кавказ, берег Черного моря).

Загадочное письмо ваше, любезнейший Михаил Васильевичь. очень меня отуманило. Вопрос: от кого оно, к кому оно? что в нем? Совсем меня поставило в тупик. Что бы вам подробно писнуть, что врут в городе! Разве я или вы ответчик за все, что вздумается праздности выдумать? Bсe это меня тем более огорчило, что со 2-го мая из Тифлиса не имею с почты ни одного письма. Говорят, что два каких-то ко мне, видно в Кутаис пересланных, письма утоплено в Кадоре, вместе с денежной почтою. Сумки по счастию пойманы как форели у самого устья и, оказалось, что это было сочинено, должно быть редутским почтмейстером, вообще с казаками, ибо денежные письма вырезаны и деньги взяты — хотели спрятать концы в воду. Скажите это инспектору, кланяясь от меня. Да, ради Бога, остановите отсылку моих писем из России в Кутаис; с чего они взяли слать туда — в противность моего отношения? Если увидите Кузмина, попросите его прислать вакштафу; он месяц мне не пишет и не шлет ничего. Садимся на корабли — некогда более. Будьте успешны во всем и помните вашего Алек. Бестужева.

Письмо ваше без числа; лучше бы ваших писем без числа. [378]

На адресе написано еще:

P. S. Так как Илья Кузмич так занят, что не имеет время писать мне из России письма, то возьмите у него сколько осталось моих денег и пришлите 2 ф. вакшгафу поскорее. Да осведомляйтесь о письмах из России.

Приписка 31 июня:

Милостивому государю, Михаилу Васильевичу Дмитревскому.

В Тифлисe.

Подлинник на листе в 4 долю, на 2 стр. С подлинным дословно верно. Н. К. Богушевский.

Примечание. Письмо относится к 1837 г.; семь дней спустя Бестужев был убит на мысе Адлер, 7-го июня 1837 г.; труп этого даровитого, славного в свое время, писателя Марлинского, изрубленный черкесами в лесу, не был найден.

Оба приведенные письма сообщены нам в 1881 году, в копии, Никоаем Казимировичем Богушевским. Заметим кстати, что г. Богушевскому, нашему почтенному земляку по Псковской губернии, где он владеет имениями, принадлежало весьма обширное собрание автографов. Николай Казимирович собрал его в течение многих лет с большим знанием дела и на различных языках. Питомец Оксфордского университета, г. Богушевский часто и подолгу живал за границей, завел обширные знакомства с любителями и продавцами автографов и, не щадя средств, составил поистине драгоценное собрание, стоившее до 40 т. рублей. Довольно сказать, что тут были автографы верховных державных вождей обоего пола—Англии, Франции Германии восходя до IX и X веков включительно и бесчисленное множество собственноручных писем разных государственных людей, ученых и писателей всех стран и времен. Значительная часть этого собрания сгорела в доме г. Богушевского в 1884 году, в псковском его имении. Глубоко пораженный горем, даже захворав от него, Н. К. тем не менее в последнее время— вновЬ, с замечательною энергиею, стал собирать коллекцию автографов и она у него уже довольно значительна.

Текст воспроизведен по изданию: Александр Александрович Бестужев // Русская старина, № 11. 1889

© текст - ??. 1889
© сетевая версия - Тhietmar. 2019

© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русская старина. 1889