70. 1810 г. марта 14. — Рапорт полк. Симоновича на имя ген. Тормасова об готовившемся отъезде Соломона II-го в Карталинию.

Бывший имеретинский царь Соломон, найдя себя в Ханийском ущелье, где находилось при нем в разных местах до 1000 человек вооруженных, стесненным движениями разных отрядов из Нергеети, Зегамского ущелья и Сачино и потеряв надежду получить себе помощь от Шарыф-паши Ахалцихского, которой и сам занят теперь войною против Селим-паши, решился совет мой и господина надв. сов. Могилевского принять за благо, положиться на честность и великодушие в. выс-тва и ехать в Грузию для ходатайства себе чрез особу вашу монаршего воззрения об своей участи, почему и просил нас 11-го числа сего месяца приехать к нему в означенное ущелье и присягою его уверить, что он безопасен и свободен будет в его особе от стороны российских войск как в Имеретии, так и Карталинии, что и исполнено; и он 12-го числа сего месяца, видясь здесь со мною, уехал в селение Сазано, дабы собраться ему там и 15-го числа сего месяца отправиться к в. выс-тву. Царь просил меня убедительно дать ему время на пять дней собраться к отправлению в дорогу и вызвать к себе из-за всех углов Имеретии князей и дворян для препровождения его и чтоб ему не ехать в самый Тифлис, а остановиться в Карталинском каком ни есть селении по сию сторону города Гори, в которое б селение и в. выс-тво к нему приехать изволили; на сие последнее я согласился, но сроку на пять дней ему не дал и тем меньше позволил собирать людей изо всей Имеретии, дав ему знать, что при нем довольное число князей и дворян, из коих может он с собою взять по своему произволу. Более ж двух дней к отправлению срока ему не дал, почему он в вышеозначенное селение и отправился с тем, дабы ему 15-го числа сего месяца или непременно 16-го с г. надв. сов. Могилевским из юного выехать чрез Корбеули и Кортохти в Карталинию.

При том почтеннейше доношу вашему выс-тву, что привод к присяге народа продолжается как здесь, в Багдатскои округе, так и в Ханийском ущелье, равным образом и в Рачинской провинции с желаемым успехом. В сей последней провинции, по рапортам майора [479] Гедримовича и Лечгумскаго моурава князя Бери Геловани, покорились три крепости, в числе коих и Наагареви, где засел было князь Пата Цулукидзе, сын Кации Цулукидзе, и при подступлении наших и лечгумских войск в бывшей перепалке ранено из лечгумских войск дворянина два и Белевскаго мушкетерскаго полка рядовой один. Что ж до крепости Модинахи в Сацеретло, то предписано от меня господину майору Прибыловскому употребить всевозможное старание о скорейшем покорении оной, для чего и отправляю туда князя салткудеса Зураба Церетели. Впрочем, надеюсь, что в скором времяни вся Имеретия будет покорена, и тем более как царь Соломон отправляется в Карталинию якобы там и на жительство (как я о сем частным начальникам предписал объявить народу). И как после сего нужно будет немедленно заняться устройством внутренняго порядка Имеретии, то покорнейше прошу в. выс-тво не оставить меня на сие вашею инструкциею и в пособие мне по письменным делам посылкою ко мне одного секретаря и одного хорошаго переводчика, знающего твердо как грузинскую, так и российскую грамоту, без коих мне здесь никак обойтиться не можно. Рачинские крепости занимаются на время лечгумскими войсками. Полковник Симонович.

Марта 14 дня, 1810 года, лагерь при Багдате.