БОЙ ПОЛКОВНИКА ТИХОВСКОГО С ЗАКУБАНСКИМИ ЧЕРКЕСАМИ В 1810 ГОДУ.

(Из бумаг Черноморского войска)

Мужественные подвиги граждан составляют драгоценную собственность народа: на них основывается нравственное оного достоинство, — величие в настоящем, слава — в будущем. Сие достоинство народа не подлежит истребительному действию времени: вопреки общему порядку вещей, оное не слабеет стареясь, укрепляется столетиями, переживает предания и Историю и разве со всеобщим разрушением перейдет в небытие. — Протекли тысячелетия с тех пор, как доблестные подвиги Греков и [19] Римлян совершались; но в чьей памяти не живут они? Сколько веков отдаляют нас от Святослава! но кто из соотечественников не внемлет его завещанию: непосрамим земли Русской, ляжем костьми ту: мертвые бо срама не имут?

И так деяния мужества в существе своем неизменны; они составляют одну из нравственных причин прочного бытия Государств. Разительные черты предшественников, переходя к потомкам, воспламеняют их душу, возбуждают необоримое стремление к истинно изящному, великому, и тем образуют людей, живущих не для себя, но исключительно для блага своих сограждан, людей, почитающих общественным достоянием не токмо все зависящие от них средства, но и самую жизнь свою; а жертвование оною — крайнею целью своего постоянного стремления. Неоспоримо, что таковые питомцы [20] Истории во все времена служат опорою достоинства и целости народа; убеждение в сей истине возлагает на каждого обязанность, доводить до общей известности частные подвиги, хотя малозначащие по следствиям, но великие по существу действия, и тем доставлять краски Бытописателю для картины общего народного характера.

История России обильна людьми достойными и великими. Каждый век ознаменован важными событиями, в коих являлись граждане — поборники правды, чуждые собственных выгод, охотно жертвовавшие жизнью для пользы общей. В новейшие времена, частые и продолжительные войны содержали народный дух в неослабном напряжении: мужество сопутствовало неотлучно нашим знаменам, и подвиги оного изумили вселенную.

Минули волнения, укротились мятежные страсти и с наступившими [21] днями покоя летописцы обратились к изысканию подробных и достоверных сведений о подвигах соотечественников, и описанием оных воздвигли достойным деяниям — достойные памятники. Но многие доблести сокрыты еще во мраке; другие известны только очевидцам или ближним; Отечество об них не знает — и нравственное возмездие не воздается заслуге.

К числу таковых подвигов принадлежит без сомнения бой Черноморского войска Полковника Тиховского с Закубанскими Черкесами, в 1810 году.

После двукратных нападений Черкесов на пространство, лежащее между Ольгинским и Новоекатерининским укреплениями, учиненных в половине Генваря месяца и имевших целью обычное их хищничество, — 18 числа поутру разъезд, от Ольгинского укрепления посланный, узнал, что многочисленные толпы их приблизились к реке [22] Кубани и начали переходить оную по льду. До 4,000 конных и до 3,000 пеших людей было в полчище неприятелей, предводимом двумя красными и двумя белыми знаменами. Разъезд поспешно возвратился и объявил о грозящей опасности. Полковник Тиховской, начальствовавший стражею, имел 206 казаков с одним орудием.

Не было время для размышления: — оставить оберегаемую черту, значило — ободрить Черкесов и допустить их вторгнуться внутрь земли, где неожиданное появление сего хищного народа причинило бы общую тревогу и гибель: — встретить неприятеля с малочисленным отрядом — было то же, что идти на явную смерть, но по крайней мере сею жертвою остановить его стремление и тем дать способ войсковым селениям приготовиться к отражению. — Достаточно было сей слабой надежды, чтоб [23] воспламенить мужа, сильно чувствовавшего важную обязанность охранять безопасность своей родины, и отважить его к гибельной решимости.

Немедленно вывел он войско, числом слабое, но сильное твердостью, покорством Начальнику и готовностью принять сладкую смерть в бою. Мгновенно быстрые Казаки перенеслись к Кубани и встретили Черкесов, переступивших сию преграду. Конница неприятельская направилась уже на селения Стеблеевское и Ивжинское; дабы воспрепятствовать ближайшей Славянской страже подоспеть на помощь к Ольгинской: за нею и пехотные толпы готовы были следовать. Тиховской, возлагавший весь успех на стремительность действия, быстро, напал на пеших Черкесов: отчаянная храбрость Казаков изумила толпу; урон, причиняемый орудием, приметно уменьшал ее множество [24] — и бой сделался продолжительным. Четыре часа сражались Казаки с неимоверною храбростью; успешно отражали они все покушения неприятелей и не отчаивались в победе. Но в сие время конница Черкесская, ограбив селения, на которые сначала устремилась и услышав пушечные выстрелы, поспешила на помощь к ослабевшей пехоте.

— Подкрепление сие, из 4-х тысяч состоявшее, решило гибель храбрых защитников. Огнестрельное оружие их не могло уже более действовать, ибо заряды все были расстреляны; отряд значительно уменьшился убитыми и ранеными, в числе коих находились все чиновники оного. — Прегражден был путь к победе; но жизнь без нее для храбрых тягостна: плен казался ужасным позором, и лучшая награда подвига была смерть на месте боя. Решившись вкусить ее, израненный Тиховской со всеми [25] сподвижниками бросается стремительно в середину врагов, истребляет их множество; но пораженный ударами, падает мертв со всею дружиною. — Не осталось бы очевидца сего достославного дела, если бы 16 человек, тяжело-раненых в начале сражения, не укрылись в камышах, Кубанские берега покрывающих, и не пробыли в оных до следующего дня.

Сим прекратился бой: пронзенные трупы Казаков не возбраняли более хищникам дальнейшего пути; но мертвые стражи сии составляли крепчайший оплот безопасности края; они являли собою пример сопротивления, ожидавшего врагов на каждом шаге. Толпа изумленных Черкесов, ослабленная потерею 500 человек, поспешно возвратилась за реку, и прибывшее в сие время из селения Мышастовского подкрепление Казаков увидело их удаляющихся уже от Кубанского [26] берега. Жертва Тиховского достигла своей цели: родина благословляет его память!

Начальство довело до сведения Императора сие чрезвычайное событие. Государь, щедро награждающий заслуги, пожаловал 16 человекам, избегнувшим смерти, Георгиевские кресты; но только шесть из них могли быть украшены сим знаком отличия; прочие от тяжелых ран последовали за вождем своим.

Хвала незабвенному мужу и храброй его дружине! — Да впечатлеется сей подвиг в душах соотечественников и да воспламенит в них стремление к великому! России ли завидовать отечеству Фабиев и Леонидов!

 

Из Тульчина

(Издателю остается покорнейше просить неизвестного Патриота-Писателя и впредь украшать Отечественные Записки подобными статьями, выполняющими в полном смысле цель сего Журнала.)

Текст воспроизведен по изданию: Бой полковника Тиховского с закубанскими черкесами в 1810 году. (Из бумаг Черноморского войска) // Отечественные записки, Часть 2. № 3. 1820

© текст - ??. 1820
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
©
OCR - A-U-L, a-u-l.narod.ru. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные записки. 1820