РОТЬЕ

Об острове Сальяне и эскадре на Каспийском море.

(Из записок Полковника Ротье.)

(Рукопись.)

Верстах в 30-ти от моря, река Кур разделяется на многие рукава, из коих два главные образуют остров Сальян, изобилующий сорочинским пшеном и плодами. Тамошний виноград почитается лучшим во всей области. Вино, делаемое из оного, имеет сходство с мадерою, и без сомнения оно весьма будет уважаемо в торговле и даже может заменить иностранные вина в Астрахани. Можно бы также было устроить там водочный завод; ибо виноградную водку или коньяк можно делать из сего винограда, самой лучшей доброты. Я уверен, что если захотят заняться сею частию промышленности, то доходы от оной значительно увеличатся, и тогда можно будет отдать оную на откуп, если бы нужда [31] того потребовала. Рыбная ловля на Куре приносит также значительный доход, как от Астраханских откупщиков, платящих ежегодно от 12-ти до 16.000 червонных, так равно и от Ширванских Татар, которые нанимают тони. Таким образом доход от рыбной ловли простирается до 20.000 червонных и может со временем увеличиться.

Город Сальян находится на левом берегу острова, и состоит из деревень, расположенных вдоль реки. Город сей вмещает в себе обширный базар и жители в оном весьма достаточны.

Остров или, лучше сказать, уезд Сальян принадлежал предкам Шеика Али Хана, и управлялся Губернаторами или Наибами. Мустафа-Кули-Ага был последним из оных. Мустафа Хан, будучи Губернатором, присвоил себе верховную власть. Генерал Цициянов заключил договор с Мустафою, называвшимся Ширванским Ханом, но который есть только второй сын Агассы, Шамакского Хана. По сему договору Мустафа обязался платить казне по 8.000 червонных.

Остров Сальян заслуживает внимание Правительства и в других отношениях, кроме вышеупомянутых доходов от рыбной ловли. Все Персидские товары, [32] употребляемые в разных Ханствах, проходят чрез Сальян, и таможенные доходы составят без сомнения большие суммы. Для предосторожности и воспрепятствования тайных провозов, можно бы было содержать два вооруженные судна на образец Английских брандвахт (Revenue Cutters); одно должно стоять у острова Сара, а другое в устьях Кура. Сии же самые суда могли бы делать разъезды по морю или разведывать по берегам. При сем случае можно бы даже было обойтись без морских офицеров. Один унтер-офицер и 15 или 20 человек матросов достаточны для каждого судна, под начальством таможенного чиновника. А как берег, противулежащий острову Сара, изобилует строевым лесом, то можно учредить небольшую верфь для починок сих судов, а для защиты оных надлежит, выстроить малую крепостцу, которая также послужит убежищем Армянским семействам, обитающим на острове Саре, и будет защищать купеческие суда, останавливающиеся здесь на якоре, для коих и верфь была бы большою помощию в несчастных случаях.

Руской флот тут же лежит всегда на якоре. Неприязненные же народы вовсе не имеют и никогда не имели других [33] судов на Каспийском море, кроме рода расшив, именуемых Кириги, и называемых у Руских и Персиян Киржимами. Судно, на котором я находился, было также Киржим, длиною от 24-х до 30-ти футов, слабой постройки, узкое внизу и неспособное к большому грузу. Одна манта носила прямоугольный парус; пушечное ядро разрушило бы сие судно до основания. Киржимы обыкновенно управляются двумя или тремя худыми мореходцами, и хотя по нужде можно поместить на оном еще 10 или 12 человек, но по недостатку места для воды и провизии, суда сии не могут быть употребляемы для долгих путешествий.

На сих-то судах Персияне, Туркмены и Талигенцы нападают друг на друга и грабят при берегах, но никогда ни одно Руское судно, употребляемое для торговли с Персиею, не подвергалось ни малейшей опасности, и даже Руские рыбаки не были никогда обижаемы. Мне могут возразить, что Персияне могут завести флот. Но по свидетельству Пинкертона в его Географии, последователям Аллиевой секты запрещается законом, строить корабли, и хотя бы даже Персияне, преступив сию заповедь, подобно заповеди о вине, хотели учредить флот на Каспийском [34] море, то сколько трудностей надлежало бы преодолеть ленивым Азиятцам для учреждения верфи, для снискания потребных материалов, которые не находятся в их стране, для образования строителей и мореходцев? — Можно полагать однакож, что Англичане, образовавшие их артиллерию, доставят им строителей и офицеров, и за золото снабдят железом. Но опыты удостоверили, что для Руских вовсе не страшно вводимое в Персии образование, и прекрасные пушки, привозимые из Индии в Персию с большими издержками, достаются в добычу Руским. Впрочем, для защиты Астраханской торговли можно бы вооружать купеческие суда подобно кораблям Средиземного моря, которые находятся во всегдашней готовности встретиться с Варварийскими корсерами, из коих один гораздо опаснее 10-ти киржимов, рассевающихся от одного пушечного выстрела. Несколько пушек малого калибра и достаточное количество мелкого оружия предохранит экипаж от всякой опасности. Учрежденная в Астрахани Коммиссия должна бы свидетельствовать купеческие суда пред выступлением их в море, и я уверен, что оные показались бы сим народам столь же ужасными, как военные корабли; ни один корсер не смел [35] бы показаться пред ними на слабых своих киржимах, и казна была бы избавлена от значительных издержек.

Если бы когда нибудь случилась надобность высадить войска в Персии или послать войска и артиллерию для соединения с Туркменцами, заклятыми врагами Персиян, которые по первому призыву готовы воевать с Персиею; тогда, по примеру 1813-го года, можно нанять купеческие суда для перевозки войск из Астрахани в Ленкоран, и те же самые последствия произойдут с малыми издержками.

Текст воспроизведен по изданию: Об острове Сальяне и эскадре на Каспийском море. (Из записок полковника Ротье) // Северный архив, Часть 3. № 13. 1822

© текст - ??. 1822
© сетевая версия - Тhietmar. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Северный архив. 1822