№ 369

1830 г. январь — Прошение баязетских жителей И. Ф. Паскевичу о предоставлении им места для жительства в районе озера Севана на предложенных ими условиях

Ясно известно в. с.-тву, что от самого начала войны с Турецкою державой общества армянские в Баязете и окружных уездах оного показали выше примерную ревность к службе е. и. в. всероссийскому [603] самодержцу, не щадя живота и имущества своего, а 20 июня прошедшего 1828 года, при нападении ванского паши с 19 тыс. войска на Баязет- скую крепость, 90 человек из нашего общества пожертвовали жизнью своей на месте сражения, ознаменовав сим ревность верноподданнического усердия своего Христом помазанному господню Николаю императору, всемилостивеишему нашему государю.

Е. и. в., благоизволив по силе мирного договора, заключенного 2 сентября прошедшего 1829 года, даровать Турецкой державе мир, возвратив ей с прочими городами и пашалыками и город Баязет вместе с пашалыком своим.

Турки очевидными свидетелями были ревностнейшему и усердному вступлению нашему в подданство Российской империи, неутомимой готовности пашей к исполнению всех повелений в. с-тва имея сне перед глазами, они заключили ввергнуть нас в неизбежную гибель по выходе российских войск из пределов их.

Соблаговолите, сиятельнейший граф! с свойственным человеколюбием обратить внимание на всепокорнейшую сию нашу просьбу довершить начатое благодеяние ваше нации армянской и принять 2.000 семейств из нашего общества под безопасное и спокойное покровительство августейшего монарха российского, вместе с отеческим благосклонным воззрением на всепокорнейшее прошение паше, заключающееся в следующих пунктах:

Резолюция с. с. г. ген.-фельдмаршала [Пискевича].

На 1-й пункт

«Объявить им правила, на коих производится переселение: отдать им всю просимую ими страну под их поселение невозможно, ибо в тех местах, которые они для себя назначают, есть уже поселения. А потому баязетским армянам водворяться на жительстве там, где найдутся свободные земли. Кроме сего все окрестности озера Гокчи предположены под военное поселение. Желание их основать город с моим именем весьма неприлично и несообразно с положениями нашими, что и приписываю неведению их о странности такового предложения.

1

Пожаловать нашему обществу под поселение Киркуни, то-есть Гокча, и окружности Севанского озера, как-то: южную, восточную и северную стороны со всем лесом, горы трех сторон будут границами и отделяющими чертами между нами и окрестными жителями. Город наш назовется именем в. с. Паскевичаван. В сем городе кроме из нашего общества никто другой из магометан да не может поселиться.

На 2-й пункт:

«Выдать взаимообраз баязетским переселенцам суммы можно на таком основании, как производились подобные выдачи прочим переселенцам, то-есть: чтобы оные выплачены были по прошествии первых четырех лет, после совершенного их водворения, в течение 6 лет, а чтобы таковое заимообразное пособие выдано было одним только медным или неимущим семействам».

2

Выдать нашему обществу 20 тыс. червонных голландских на 15-лстиее время, то-есть от августа 1830 по август 1846 года. По прошествии сего времени общество паше возвратит сию сумму в Государственную казну в три срока так: 1847-6000, 1848-1000 и 1849 годов 1000 червонцев. Вышеозначенную сумму общество наше разделит между собой, кроме 200 зажиточных семейств, на построение домов, на получение приборов и вещей, на разведение виноградных садов и на усовершенствование земледелия и прочее. [604]

На 3-й пункт:

«Льготу переселенцам даровать согласно высочайше утвержденному 22 октября 1849 года. Положению о принятии помещиками в Грузии поселенцов, выходящих из-за границы и о водворении их на собственных землях, то-есть: от платежа казенных податей на шесть лет, и от земских повинностей на три года со времяни перехода и водворения их в наших провинциях.

3

Даровать нашему обществу десятилетнюю свободу от всякого рода служения и платежа податей, начиная с 1831 гола до исхода декабря 1841 года.

На 4-й пункт:

«В Российской империи на все одинаковые состояния налагаются подати равные. А посему и баязетские переселенцы должны, как и прочие жители поселяне, подвергаться платежу оных по истечении шестилетнего льготного времяни без всякого исключения в пользу их».

4

После десятилетнего преимущества обязываемся представлять правительству в пользу государственной казны десятую часть от всех доходов наших с земледелия и сию подать на наших арбах доставлять в казенные магазейны ериванские или тифлисские. Кроме сего да не будем подвергаться разнородным податям и службам ни мы, ни скот наш.

На 5-й и 6-й пункты:

«Полицейское устройство между сими переселенцами, как равно и судопроизводство, должны быть на общих правилах нашими законами постановленных и никаких нововведений, предлагаемых ими по сему предмету, допустить не можно».

5

Обязываемся иметь от себя достаточное число людей города хранителей и если для защиты предков наших и имуществ от разбойников и воров для сохранения благосостояния и вообще безопасности и спокойствия всего нашего общества день и ночь.

6

В суде, который, без сомнения, учредится в нашем городе, как учрежден во всех новоприобретенных областях, приказать иметь в оном судебную власть и 4-м лицам из нашего общества с года на год попеременно избираемых, из коих бы двое были из граждан и два из поселян, все споры и дела решались бы в сем суде, кроме уголовных, которые поручаются Эриванскому областному правлению.

На 7-й пункт:

«Относительно сего предмета ныне ничего не требуется, а потому и никакого положения сделать невозможно, а должно ожидать оного в будущем временно по обстоятельствам, но никогда так много от них не потребуется».

7

Если случится богом охраняемой Российской империи вести войну с Персией или Турцией, то обязываемся на иждивении нашего общества изготовить 500 человек армян конного войска, только бы правительство давало порох и свинец. Без сумнения воспользовались бы такие воины наши наградами от всемилостивейшего государя нашего по мере храбрых подвигов их по примеру российского войска воины паши, кроме войны с Персией или Турцией, не могли бы в других войнах [605] находиться в содеиствии и не перемешать их из пределов своих в другие места.

Сиятельнейший граф благосклонным оком воззрев на сие наше всепокорнейшее моление, да благоволит неизгладимо напечатлеть в сердцах наших и будущих потомков наших плод незабвенной попечительности вашей, да соизволите сделать нас щастливыми и горечь нашего странствования усладить богоугодным известным человеколюбием вашим более нежели мы просим и разумеем. Льстим мы себя надеждой, что в. с благоизволите удостоить нас и особой всемилости внешней грамоты е. и. в. с изображением в оной сих 7 пунктов к сведению всего света и к похвале нашего общества.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 2, оп. I, д. 2254. лл. 37-41. Копия.