№ 490

1813 г. мая 28. — Письмо Н. Ф. Ртищева патриарху Ефрему с просьбой уговорить персидскую сторону о скорейшем заключении мира

/л. 235об./ Г. государственный канцлер гр. Н. П. Румянцев с нарочным фельдегером препроводил ко мне письмо от него следующее, на имя в. святейшества, прося меня доставить оное к вам; почему отправляя оное с переводчиком Ганжоевым, я прошу в. святейшество доставить ко мне и ответ ваш для препровождения онаго к е. с.; между тем пользуясь сим случаем, я вменяю в приятнейшее для себя удовольствие сообщить в. святейшеству о положении европейских дел и о знаменитых успехах, приобретаемых победоносным российским оружием, уверен будучи, что вы по преданности своей к Российской империи приимете в оных искреннее участие.

После совершеннаго истребления многочисленных сил вооруженных против России французским императором, победоносные [618] войска е. в. перешли за пределы империи /л. 236/ и, быстро продолжая торжественное свое шествие в разных направлениях чрез Пруссию и Варшавское герцогство, везде встречают только благодарных жителей, которые благославляя имя императора Александра, принимают их, как своих спасителей и избавителей.

Варшава и почти все Варшавское герцогство, сие гнездо крамол, устроенное врагом общаго спокойствия, уже давно находятся в руках победоносных российских войск, и жители варшавские удивляются великодушию победителей, которые вместо мщения и наказания принесли к ним устройство, тишину и спокойствие.

Прусское правительство принимает наидеятельнейшия меры к повсеместному вооружению. В протчем народ Прусскаго королевства, питаясь ненавистию к врагу своему, разрешившему общее благо их государства и сим вооружаясь добровольно, спешит со всех сторон к соединению с российскими войсками.

Знамена Российской империи развеваются далеко уже за Эльбою. Берлин, Дрезден, Любек, Гамбург и многие другие города находятся уже в руках россиян. По всей Германии распространяется дух волнения против Фракции и в разных местах явно уже обнаружился. В Бергском герцогстве 2000 конскриптов решились обратить данное им оружие /л. 236об./ против своих притеснителей и, присоединив к себе 5000 крестьян, ворвались в Диссельдорф, где умертвили французскаго градоначальника и раззорили домы бежавших французских чиновников. Так же поступили сии ратники и в малых городах сего герцогства. Посланныя для усмирения их войски были обезоружены крестьянами, которые отняли у них 6 пушек. В Падерборне народ так же взялся за оружие, чтобы воспротивиться новой конскрипции и высланные против них войска к нам же присоединились. Сии примеры без сомнения будут иметь многих последователей и угрожают Наполеону общим против него возстанием тех земель и государств, кои порабощены его владычеству.

Король прусский из неприятеля зделался вернейшим России союзником. Вследствие чего бывший при берлинском дворе французский посол из Пруссии выехал и российская миссия там возстановилася. По заключенному же с прусским королем мирному и союзному, наступательному и оборонительному договору, вся прусская армия уже действует совокупно с российскою, под главным предводительством российских военачальников.

Шведский двор, прекратив всякия сношения с французским правительством, наконец приказал бывшему в Стокгольме французскому посланнику в 24 часа оттуда выехать, с оказа/л. 237/нием к нему и его правительству явнаго неуважения, а вслед за тем издал в свет и полное собрание официальных бумаг, заключающих в себе изложение дипломатических сношений сего двора с французским правительством.

Замечательнее всего при сем произшествии, что гордый Наполеон, перенеся все сие даже с унизительным для всякой державы смирением, по всем известиям, он кажется очень чувствует сомнительное свое положение и занимается больше мерами для обезпечения личной своей безопасности и для утверждения учрежденнаго им правительства. [619]

8000 шведских войск заняли уже шведскую Померанию, которая занята была французами, а вслед за сим Швеция, вооружившаяся против Франции, двинула и всю свою армию до 40 тыс. человек, которая под начальством наследнаго принца шведскаго будет действовать вместе с российскою армиею.

Жители Ганзейских городов и во всей северной Германии добровольно вооружаются и соединяются с российскими войсками для своего освобождения и на поражение общаго врага толь долго их угнетавшаго.

Таким образом сообщив в. святейшеству все сии сведения, кои ясно вам покажут, что положение дел Российской империи есть таково, что с каждым днем круг благодетельна го влияния е. и. в. /л. 257об./ на европейския державы должен распространяться более и более. Я с полною откровенностию к вам, которую внушает в меня приятная уверенность на усердие и на искреннее участие, принимаемое вами в делах Российской империи, нахожу за нужное присоединить у сего собственный мои замечания, сколь много (с каковым в. святейшество стараетесь содействовать мне в делах, относящихся до возстановления мира с Персиею, нахожу за нужное присоединить у сего справедливыя мои замечания), персидское правительство само против себя погрешает, не пользуясь в свое время, которое еще не ушло, миролюбивым расположением е. и. в. моего всемилостивейшаго г. и. Ибо естьли оно не поспешит и в нынешнее лето заключением мира, то на будущее время конечно не должно уже будет ожидать той умеренности в основаниях мира, которою теперь может воспользоваться, и правительство сие само будет виною, естьли упорством своим возвысит в последствии требования Российской империи, которые по всей справедливости должны будут распространяться гораздо далее, по мере упорства владетеля Персии и успехов российскаго оружия.

/л. 238/ P. S.

Вручителю сего Егорю Ганжоеву поручены от меня нужные депеши на имя пребывающаго в Персии министра высочайшаго аглинскаго двора барона сир Горе Узелея, которой имеет отправиться с оными в Тавриз с тем, что естьли не застанет там Горе Узелея и светлейший Аббас-мирза не согласится удовлетворить моего прозьбы в разсуждении отправления чрез его посредство означенных депеш до местопребывания барона Узелея, то должен будет отправиться туда сам Ганжоев, о чем я долгом поставляю уведомить в. святейшество.

ЦГИА Груз. ССР, ф. 2, оп. I, 1813 г., д. 370, лл. 235 об. — 238. Копия.