№ 446

1809 г. осень. Письмо ереванского Гуссейн-Кули хана Ефрему с приглашением занять эчмиадзинский престол

/л. 314/ Блаженный и высокостепенный, величием превознесенный, глава народа христианскаго, почтенной нации Иисусовой, отличный в учителях, в сиянии солнцу подобный, Ефрем!

По безмерной любви и дружбе объявляем вам, что как по кончине блаженнаго и высокостепеннаго католикоса католикосов эчмиацынских Луки, еп. Давыд неприятельски и неправедно без воли нации христианской и братии эчмиацынскаго престольнаго монастыря слава католикосства похитив, чрез худое управление свое всех служителей и единогласников заставил в горести разсеять по разным местам, и даже самый престол христианский обнажил до конца и лишил святаго его устроения, и после того, когда в парящий сердцем к богу прибыл в Ериван, поистине возимел сожаление о постигшем разстройстве и безначалии толь древняго престола и потому всесильным указом пресветлейшаго и Александру подобнаго сына Шахова, мы удалили упомянутаго Давыда от католикосства и от управления тем престолом /л. 314об./ и паки утвердили повелителем в оном блаженнаго и высокостепеннаго католикоса Даниила, о коем вся християнская нация в единогласии желали и радовались. После таковой перемены все развеявшиеся единогласники и служители того престола при величайшей радости паки собрались в оный; но в то самое время, когда началось в нем устроение, и когда дела того престола восприяли некоторым образом вид лучший, поелику нетвердо строение человеческой жизни, он католикос Даниил в короткое время преставил от сея жизни в вечную, и по нем престол оный паки остался без главы и лишенным света.

Мы разсматривали потом представления от единогласников, учителей и всех служителей того престола, об избрании вновь католикоса, от коих объявлено нам тако: «что во первых есть учиненное католикосом Даниилом завещание, а во вторых есть наша собственная цель и желание всех християн, чтоб блаженный и высокостепенный арх.-еп. Ефрем был утвержден католикосом, о коем и общественным избирательным листом нашим мы объявили. «А по сему мы повергли донесение наше к стопам /л. 315/ Шахзады, от коего и последовал высочайший указ об утверждении католикосом почтейнейшей особы вашей, который вместе общественными листами посылается к вам в доказательство вящшей любви и дружбы чрез честнейшего еп. Ретеоса. Мы присовокупляем здесь особенно, что по получении онаго высочайшаго и благословепнаго указа и листов, вы имеете немедленно с показными мыслями и совершенным уверением следовать к престолу [538] и удовлетворить обращенные к вам веры всех единогласников и служителей онаго. Нас же парящих сердцем к богу во всяком случае признаваете руководителями и помощниками вашими и так почитая дело ваше совершенным, поспешите вашим прибытием к управлению упомянутым католикосским престолом и совершению дел онаго. Истинно толикое разорение, приключившсся с престолу тем, разсеянныя единогласники и служители онаго без присудствия вашего высокостепенства, подобно времени управления оным Давыдом, останутся стократно по примеру прежнему неисправленными, и поелику престол онный есть христианский, то всем носящим на себе священное звание, великим учителям и мудрым народа /л. 315об./ онаго долженствует несчися о возстановлении онаго от падения, а кто от таковаго долго будет уклоняться, ответствовать будет пред богом и апостоламы его и не удостоится никакой награды.

Конечно ваше высокостепенство не презрите возстановление и преосвящение престола вашего. Поспешайте прибыть к престолу вашему без всякаго сомнения и вступите в управление делами онаго, в прочем да пребудите вы навсегда в жизни мирной.

АВПР, ф. Армянские дела, 1803-1809 гг., д. 186, лл. 314-315 об.