№ 229

1805 г. мая 3. — Рапорт П. Д. Несветаева П. Д. Цицианову о занятии русскими войсками Эчмиадзина и окрестных деревень

Имел я щастие донесть в. с. об успешных действиях войск е. и. в. вверенной мне отряд составляющих и о занятии Эчмиадзина от 5-го майя в виду эриванских войск.

Духовенство эчмиадзинское, военнопленные и 12-ти селений жители, собранные в Эчмиадзинской монастырь, по предписанию моему свиты е. и. в. по квартирмейстерской части майором Матушевицем приведены к присяге, коих присяжный лист у сего прилагаю.

7-го майя реченной майор Матушевиц отправлен был мною с 200-ми человек казаков и татар и в подкрепление его 40-х человек гренадер с малым орудием для открытия неприятеля, гнездившагося [300] в окрестных Эчмиадзину замках и для прогнания его за реку Зангу, каковую препорученность он с успехом выполнил. Выбив куртинские войски из замков Хатунар, Шоллу, Улаханлу, Довзаан, Гарагащлях, Хачапарах, Арпак, в Армазылк и Парахар и высланное к ним из Эривани подкрепление между селениями Улаханлу и Гамзалу совершенно рассеял и преследовал за реку Зангу до эриванских форштатов, за отступлением же его паки к замку Шоллу, в надежде сыскать там добычу в пользу борчалинских татар. Эриванской Магомет хан собрал до 1000 человек конницы, под начальством куртинскаго Абдал Аги и Наубека с разными агаларами переправил их чрез Зангу у замка Хачапарах и велел учинить нападение на лагерь наш при Эчмиадзине.

Абдал Ага встречен и остановлен гранодерами ввереннаго мне полка,, а между тем майор Матушевиц с порученным ему деташаментом подоспел и с великим истреблением многочисленнаго неприятеля прогнал вторично за реку Зангу, посему предмету рапорт майора Матушевича об отличившихся Саратовскаго полка штабс-капитане Долудовском порутчике Скульском и инженер-подпорутчике Миргородском, Агеева казачьего полка хорунжем Михееве в. с. почтеннейше представляю.

Из Эчмиадзина военнопленные и поступившие в подданство е. и. в. жители армянских селений Эчмиадзин, Мостарас, Гечил, Курдугул, Муллабаязед, Ахджаарх, Еайтах, Аганатун, Франганоц, Албегле, Туахс и Аштарака с их имуществом и скотом под прикрытием деташамента, состоявшего из 60-ти человек гренадер с малым орудием и 50 казаков в команде штабс-капитана Скульского и 150-ти борчалинских конно-вооруженных татар с борчалинским моуравом князем Эристовым, майя 8-го дня пополуночи в 4 часа отправил чрез Талынь в Шурагельскую провинцию к Артику и того же дня, по отзыву моему к армянскому патриарху Давиду за неприбытием его из Эривани к Эчмиадзину, часть его имущества им же приготовленная к вывозу в Эривань и найденная в патриаршем доме уложенная в дорожные тюки, в коих находится между разными мощами прободшее Иисуса Христа копье и святаго Георга победоносца рука, мною забраны к доставлению при описи в. с.

Сделал я сие в мзду патриархе Давиду подходившему с прикрытием эриванскаго войска к Эчмиадзину и желавшему под сохранение неверных отдать копье и разные мощи, как предметы достойнейшие внимания христиан, но поспешным приведением россиян к Эчмиадзину всевышний творец патриаршее намерение разрушил и войски эриванские 5-го майя, шедшие к Эчмиадзину тремя пушечными выстрелами во время молебствия во имя пресвятой троицы сделанными, до такой приведены робости, что обратясь в бегство, бросали по полям палатки, скот и вьюки с съестными припасами.

Подлинный подписал: ген.-м. Несветаев
с подлинным сверял: за полковаго адъютанта
подпорутчик Попов

№ 41.
Майя 3-го дня, 1805 года.
Лагерь при Эчмиадзине.

 

ЦГИА, ф. ВУА, д. 4259, ч. 11, 1805 г., лл.61-62. Копия.