97. ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ЧЕЧНЕ ПРОТИВ ОТРЯДОВ ТАШЕВА-ГАДЖИ И УДИ-МУЛЛЫ

24 октября 1835 г.

После отношения моего от 2 июля за № 423, коим я имел честь сообщить Вашему сиятельству об экспедиции, предпринятой командующим Сунженскою [117] линией подполковником Пулло для наказания чеченцев, принявших сторону мятежника Ташева-Гаджи, от сего штаб-офицера я получил следующие известия о происходящем в Чечне.

24 июня, осведомись через лазутчиков, что партия чеченских хищников в числе около 100 чел. переправилась через р. Аргун с намерением разграбить некоторые из покоренных нами аулов, подполковник Пулло дал знать о том мирным чеченцам и послал две роты Куринского егерского полка при двух орудиях за Сунжу, приказав им занять открытые места между аулами Серачен-Юрт и Кули-Юрт, к коим хищники взяли направление. 28 числа на рассвете из лесу показались хищники, из которых 10 чел. приблизились к Кули-Юрту, и когда жители сделали по ним залп из ружей, то вся толпа бросилась на аул; в это время подоспела к аулу находившаяся не в дальнем расстоянии от оного пехота и, перерезав дорогу хищникам к аулу выстрелами из орудий, обратила их в бегство. Хищники потеряли при сем случае трех лошадей убитыми и ранеными.

Ташев-Гаджи, собрав до 600 чел. разных горцев, расположился 29 июня близ впадения Аргуна в р. Сунжу с намерением вторгнуться для злодеяния в наши пределы. Подполковник Пулло, получив о сем сведение, с тремя батальонами пехоты и командою линейных казаков вечером того же числа предпринял движение левым берегом р. Сунжи для наблюдения в случае переправы хищников и для наказания их. Узнав о движении нашего отряда, Ташев-Гаджи распустил свое скопище, а сам с 200 чел. преданнейших ему бродяг отправился в дер. Гонсоль. Подполковник Пулло, подтвердив собранным старшинам из мирных чеченских аулов о сохранении спокойствия между преданными нам жителями и бдительном наблюдении за действиями хищников, возвратился в крепость Грозную.

Ташев-Гаджи оставался в дер. Гонсоль до 3 сего июля, а потом отправился в ичкеринский аул Ведено, откуда продолжает не только привлекать к себе чеченцев, но рассылает и в другие места своих приверженцев с увещеванием присоединиться к нему. Он также обращался к Гимринскому обществу, которое, однако, отвергло его предложение и представило к генерал-майору Клюки фон Клугенау в подлиннике его воззвание.

Кроме Ташева-Гаджи, в первых числах сего месяца явился в Чечне другой мятежник Мулла-Уди, который, собрав до 200 конных чеченцев, 2 июля расположился на р. Аргуне в 15 верстах от крепости Грозной с намерением сделать нападение на мирные аулы, находящиеся близ сей крепости, или вторгнуться в наши пределы. Для предупреждения таковых замыслов подполковник Пулло направил один батальон Куринского егерского полка при одном орудии для занятия долины между Серачан-Юртом и Кули-Юртом, а другим батальоном также при одном орудии заняты все удобные к переправе места на Сунже и учреждены частые наблюдательные разъезды из казаков; 4 числа шайка Муллы-Уди переправилась через р. Аргун, где оставалась до 6 июля и сего числа, переправясь обратно через Аргун, взяла направление к Худоюртской переправе на р. Сунже, находящейся выше крепости Грозной. Подполковник Пулло, осведомясь о сем, с одним батальоном пехоты, сотнею казаков и 50 конными чеченцами при двух орудиях поспешил к означенной переправе, но Мулла-Уди, вероятно узнавший о сем движении, переменил свое намерение и потянулся к карабулакским лесам. [118]

О чем для доведения до высочайшего государя императора сведения имею честь сообщить Вашему сиятельству.

ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 3. Л. 56-57. Копия.