50. ИЗ ЖУРНАЛА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ В ЗАКАВКАЗСКОМ КРАЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Н. П. ПАНКРАТЬЕВА О ПОЛОЖЕНИИ ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ ВНЕЗАПНОЙ И УСПЕХАХ ВОССТАВШИХ ГОРЦЕВ

16 июля 1831 г.

Получено донесение от генерал-майора князя Бековича-Черкасского, что возмутитель Кази-мулла действительно находится со скопищами своими противу левого фланга Кавказской лини и что по прибытии его сюда жители кумыкских владений, гумбетовцы, салатавцы и часть чеченцев присоединились к нему и вооружились противу нас. Крепость Внезапная обложена значительным числом мятежников и гарнизон оной, состоящий из 40 егерского полка, затруднен в добывании воды.

Генерал-майор князь Бекович-Черкасский с отрядом из 500 человек 43-го егерского полка, 500 казаков и 8 орудий артиллерии находится при укр. Таш-Кичу, не предприняв еще ничего для спасения крепости Внезапной, в ожидании распоряжения генерала от кавалерии Емануеля. [56]

По таковым обстоятельствам, желая со своей стороны дать помощь левому флангу Кавказской линии, я предписал генерал-майору Каханову сделать движение с вверенным ему отрядом к крепости Внезапной, если только местные обстоятельства позволят предпринять оное без видимой опасности для крепости Бурной и для общего хода дел Северного Дагестана. Генерал-майору же Бековичу объяснил, что в нынешних обстоятельствах никто кроме него не может спасти крепость Внезапную, требующую самой поспешной помощи, и что если он сделает ночной марш от Таш-Кичу, то может не только возвратить гарнизону воду, но совокупными действиями с оным совершенно разбить мятежников.

Волнения в Дагестане еще не уменьшаются. По полученным мною известиям мятежники даже успели прекратить сообщения между Кизляром и Бурною. По сим обстоятельствам и по случаю возникших возмущений на левом фланге Кавказской линии, находя необходимым усилить войска в Дагестане, я направил к Старой Шемахе из Царских Колодцев 2 батальона Эриванского карабинерного полка и 8 орудий артиллерии. Отряд же, находящийся ныне в Старой Шемахе, состоящий из 2 батальонов егерского полка, 4 орудий и второго конно-мусульманского полка, должен выступить через Старую Кубу к р. Самур, на левом берегу коей расположиться близ сел. Гилиар, в здоровом и удобном для продовольствия месте. Мера сия необходима для предупреждения распространяющегося там мятежа.

По прибытии в Шемаху следующего туда из Царских Колодцев отряда, я усилил оный мусульманскими полками и потом все вышеозначенные войска соединю на берегах Самура и, приняв над оными лично начальство, возьму самые решительные меры для установления спокойствия в Дагестане.

Генерал-майор Каханов доносит, что 16 числа прошедшего июня, получив сведения о появлении в значительном числе мятежнических скопищ в лесу, находящемся от Тарков в стороне Дербента, он послал туда кавалерийскую партию, приказав сей не вступать в дело, но только ограничиться обозрением сил неприятеля. При приближении партии сей мятежники в большом числе вышли из лесу и атаковали оную, но в сие время генерал-майор Каханов приказал полковнику Басову выступить к сему месту со всею кавалериею и атаковать неприятеля с фланга. Неожиданное появление сей кавалерии и быстрая атака оной произвели большое замешательство между мятежниками, которые скрылись в густоте леса.

Из Дагестана я имею известие, что мятежники 18 и 19 числа июня месяца намеревались препятствовать следованию направляемых из Дербента под командою майора Авраменко 6 рот Апшеронского пехотного полка с 4 орудиями артиллерии. Генерал-майор Каханов, желая предупредить сильный натиск мятежников на Апшеронские роты, выслал 18 числа под командою Куринского пехотного полка майора Циклаурова отряд по дороге к Дербенту. Отвлеченные сим движением мятежники ничего не осмелились предпринять.

19 числа генерал-майор Каханов, услышав выстрелы, производимые в отряде майора Авраменко, выступил сам с 5 ротами Куринского пехотного полка, 4 орудиями артиллерии и 400 казаков навстречу к нему. Мятежники, увидя сие движение, отретировались к горам и заняли позицию, укрепленную завалами. Генерал-майор Каханов остановился противу них и доставил тем средства Апшеронским ротам со следующею при них артиллериею и обозом безопасно [57] присоединиться к отряду в Тарках. Потом, по прошествии некоторого времени, мятежники, собравшись в значительном числе, стремительно атаковали генерал-майора Каханова, который, допустив их на близкое расстояние, удачным действием картечи привел их в замешательство, внезапно бросил на неприятеля всю кавалерию свою, которая, опрокинув его, гнала по ущелью 5 верст до самого большого леса, где бы [он] нашел себе убежище. Потери его в сей день простираются до 150 человек убитыми и 7 человек взято в плен. С нашей стороны в сем деле и в предыдущих сшибках убит казак — 1, ранено: рядовой — 1, казаков — 6, мусульман — 5, контужено рядовых 2...

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6251. Л. 114-116. Подлинник.