354. ЖУРНАЛ ВОЕННЫМ ПРОИСШЕСТВИЯМ В ПРИКАСПИЙСКОМ КРАЕ

23 июня 1857 г.

Для военных действий в Салатавии, согласно с предварительными соображениями по перенесению штаб-квартиры Дагестанского пехотного полка в сел. Буртунай, я сосредоточил 15 июня в укр. Евгеньевском отряд в следующем составе.

Пехота

  1. и 4-й батальоны Апшеронского полка… 2 батальона

1, 2, 3, 4-й батальоны — Дагестанского полка… 4 батальона

1 и 3-й батальоны Самурского полка… 2 батальона

Сводный батальон Ширванского Его императорского высочества великого князя Николая Константиновича полка 1 батальон 21-й стрелковый батальон…1 батальон

Взвод Кавказского саперного № 1 батальона с мастеровою ротою, собранной с полков

21-й пехотной дивизии…1 1/2 роты

Итого: 10 батальонов и 1 1/2 роты

Артиллерия

Дивизион легкой № 6 батареи

20-й артиллерийской бригады… 4 орудия

6 единорогов горной № 2 батареи той же бригады… 6 единорогов

Итого: 10 орудий

Кавалерия

2 дивизиона Северского драгунского Его императорского высочества наследника цесаревича полка…2 дивизиона

2 сборные сотни от Донских казачьих №№ 41 и 81 полков… 2 сотни

Дагестанский конно-иррегулярный полк с конно-ракетной командой... 6 сотен

Шамхальской конной милиции… 3 сотни

Кюринской… 2 сотни

Сборная сотня от жителей Шамхальского и Мехтулинского ханств…1 сотня

Итого: 2 дивизиона и 14 сотен [453]

Сведения, доставлявшиеся лазутчиками, заключались в том, что Шамиль предупредил жителей о предстоящем вторжении русских в Салатавию, обещал им дать помощь и, действительно, прислал 4 наибов из Гумбета и Ауха.

Жители уверили Шамиля, что будут сопротивляться русскому отряду всеми своими средствами, но, не вполне доверяя им и чтобы иметь их в своих руках, он под различными предлогами отвел стада и баранов салатавских к Мичик-Кале и в Гумбет.

Жители со своим имуществом, по приказанию его, скрылись в лесах и в непроходимых оврагах, пустые же аулы заняты войсками, присланными Шамилем.

Караулы и пикеты были расставлены на высотах левого берега Сулака.

На следующий день 16 июня я направил часть отряда под начальством гене- рал-майора Волкова обойти Теренгульский овраг с тем, чтобы подготовить беспрепятственное занятие этого лесистого, глубокого и труднопроходимого оврага, где спуск и подъем сильно испорчены горцами.

Генерал-майор Волков с этой целью двинулся из Евгеньевского укр. в 3 часу утра и, разобрав завал, устроенный горцами на Ибрагим-Дада, готовился идти в обход. Дождь, шедший с самого утра, и оплошность горцев дали мне средства избегнуть трудного и дальнего обходного движения и занять Теренгул в тот же день; неприятель, не ожидая нас так скоро и в такую погоду, не выставил своих пикетов и, как можно было предполагать, не занял завалов на Теренгуле.

Пользуясь этим, я повернул авангард генерал-майора Волкова с завала прямо на Теренгул и, чтобы предупредить горцев, ускорил движение войск.

Конно-иррегулярный полк, милиция, казаки и батальоны Дагестанского полка с артиллерией на рысях и бегом быстро прошли пространство, отделявшее завал от Теренгула, бросились в овраг по обрывам скал и через полчаса овладели противоположными высотами и караульной башней.

Горцы, узнав о появлении отряда, спешили со всех сторон к Теренгулу, но было уже поздно. Быстрота и неутомимость войск Дагестанского отряда дали средства сосредоточить в тот же день весь отряд на овраге и занять его без выстрела.

Для обеспечения сообщения и подвоза провианта для отряда и строительных материалов для будущей штаб-квартиры, я устроил на Ибрагим-Даде, в том месте, где был неприятельский завал, вагенбург под прикрытием двух батальонов Апшеронского пехотного полка со взводом артиллерии и сотнею конной милиции.

На другой день, 17 июня, была сделана усиленная рекогносцировка к стороне Нового Буртуная.

Застрельщики 2-го и 3-го батальонов Дагестанского полка и конница прогнали неприятеля, занявшего высоты перед Новым Буртунаем, и заставили его удалится в леса.

Рекогносцировка эта показала, что выгоднейшее место в военно-хозяйственном отношении для штаб-квартиры полка есть довольно возвышенная покатость, примыкающая к разоренному Старому Буртунаю. На этом основании начальником инженеров Отдельного Кавказского корпуса генерал-майором Кесслером сделаны общие соображения, как по устройству собственно штаб-квартиры, так и по устройству укреплений для постоянного занятия прохода через Теренгульский овраг.

21 июня, совместно с командующим войсками левого крыла генерал-лейтенантом Евдокимовым, приезжавшим перед тем на несколько дней в отряд, через [454] Евгеньевское укр. произведена была вновь рекогносцировка местности около Нового Буртуная и в особенности путей, ведущих к Ауху, Дылыму и Зандаку.

Для этого 1-й и 2-й батальоны Дагестанского пехотного полка со взводом горной артиллерии были выдвинуты на хребет перед сел. Новый Буртунай и вся конница направлена по скалам хребта, отделяющего Салатавию от Гумбета.

Неприятель, собравшийся в значительных силах, был оттеснен к Алмакским лесам.

К 22 июня скопища неприятельские, в течение этого времени беспрерывно пребывавшие, усилились до 6000 конных и пеших с 4 орудиями. Того же числа прибыл в Новый Буртунай Шамиль.

Салатавцы, угрожаемые с одной стороны Шамилем, с другой — нашими войсками, продолжают скрываться в лесах и выжидают, чем кончится наше предприятие.

Нет сомнения, что когда они убедятся в нашем намерении прочно здесь утвердиться, и, если избегнут сильного надзора Шамиля и салатавского наиба Айдемира, сына Джамала Чиркеевского, то явятся с покорностью.

Между тем войска наши с первого дня прибытия сюда занялись трудной разработкой вновь трассированной дороги через Теренгульский овраг, рубкою просек и заготовлением камня и местных лесных материалов для постройки укрепления. Для этих работ ежедневно употребляется до 2000 рабочих из нижних чинов.

В течение этой недели потеря наша во время обеих рекогносцировок, на фуражировках, разъездах и при отправлении аванпостной службы состоит:

В пехоте 1 офицер ранен и 2 контужены.

Список раненым и контуженым офицерам при сем представляется (Список отсутствует (Прим. сост.)).

Нижних чинов контужено — 2

Лошадей строевых убито — 6, ранено — 3

Выпущено патронов ружейных — 7801, ракет — 12

Потеря неприятеля значительна. Из прочих частей Прикаспийского края получены следующие известия:

13 июня выступившая на фуражировку из сел. Верхних Чоглов 13-я рота Самурского полка встретила значительную конную неприятельскую партию, спускавшуюся с Кутишинских высот к Оглам. Открытый по ней огонь заставил горцев переменить направление и отступить. При этом с нашей стороны два рядовых легко контужены. Выпущено 1300 патронов.

В ночь на 16 число неприятельская партия успела захватить скот, принадлежавший жителям сел. Аймаки. По распространившейся тревоге подоспел наперерез отступления партии управляющий Мехтулинским ханством флигель-адъютант, Лейб-гвардии Казачьего полка поручик Ибрагим-хан Мехтулинский с 300 мехтулинской конницы и, опрокинув неприятеля, отбил обратно скот и погнал хищников к Шеншереку.

Причем выпущено из башен Аймакинского укр. артиллерийских зарядов 106.

Между тем другая партия из 2000 конных и 500 пеших под начальством араканского наиба Ибрагима часу в 8 утра бросилась в сел. Малые Казанищи и захватила принадлежавшие жителям стада вместе с двумя пастухами.

Жители обоих Казанищ бросились за неприятелем и, завязав с ним жаркую перестрелку, успели отбить обратно часть добычи. С остальною горцы быстро [455] отступили, но в эту минуту показались на хребте, со стороны Харкаса, конные мехтулинцы Ибрагим-хана, возвращавшиеся с Шеншерека. Неприятель, опасаясь быть отрезанным, побросал остальной скот и обратился в бегство, преследуемый с двух сторон храбрыми жителями.

В этот день со стороны горцев 1 убит, ранен пятисотенный балаханский житель Иса-Гаджи-Магома-оглы, который и достался нам в плен; убито у неприятеля 3 лошади и одна захвачена жителями. С нашей стороны потери не было.

В ночь с 20 на 21 июня партия горцев в числе 60 чел. конных бросилась к небольшому сел. Дуранги с тем, чтобы захватить, что возможно, но дурангинцы, собравшись по тревоге, не только отразили неприятеля, но захватили в плен 2 чел., а именно салатавца Абдуллу-Кадыр-Ибрагим-оглы и абрека сел. Дуранги Хаким-Магомет-Хадар-оглы. Сверх всего неприятель потерял 4 чел. тяжелоранеными; потери с нашей стороны не было.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6665. Л. 43-48 об. Подлинник.