257. РАПОРТ УПРАВЛЯЮЩЕГО ДЖАРО-БЕЛОКАНСКИМ ВОЕННЫМ ОКРУГОМ ПОЛКОВНИКА Г. Д. ОРБЕЛИАНИ НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ШТАБА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ В. И. ГУРКО ОБ ОБСТАНОВКЕ В ЮЖНОМ ДАГЕСТАНЕ

[Июль 1846 г.]

В отсутствие генерал-майора Горского считаю долгом для выиграния времени довести до сведения Вашего превосходительства следующее: [371]

1. Генерал-лейтенант князь Аргутинский-Долгоруков в ответе на рапорт мой извещает меня предписанием от 2 июля (лагерь на высотах Дурча Гаттыри), что того же числа в лагерь близ сел. Мукарке прибыла последняя его колонна, состоящая из 2 батальонов, 4 орудий и 13 сотен милиции, что вверенный ему Самурский отряд окончательно сосредоточен и обратил на себя внимание Даниель-бека и Кибит-Магомеда. Князь Аргутинский присовокупляет, что дня через два он предпринимает движение вперед.

2. 5 числа лазутчики мои уведомили меня, что одно сосредоточение отряда князя Аргутинского произвело самое благодетельное для нас влияние: кейсерухцы поспешно сносят в крепость Эри свои пожитки и жизненные припасы, бывший султан отослал свое семейство в дер. Килиб, что между Карахом и Хадахом, брат Кибит-Магомеда в полном движении на наш горный отряд возвратился вспять, сам Кибит-Магомед двинулся в Раджаб.

3. Я старался на случай вторжения в округ возбудить ревностное содействие туземцев и, по-видимому, в том успел — везде выставлены от жителей передовые караулы.

Еще одно сведение, за справедливость которого не ручаюсь.

4. Кейсерухцы весьма встревожены, весьма недовольны существующею у них властию и ждут только пришествия русского отряда и первого нашего успеха, чтобы оставить Даниель-бека. Это покажется правдоподобным тому, кто знает, как тяжела для них власть Даниель-бека и сколько они в последнее время для исполнения его видов принесли пожертвований, особенно при постройке крепости: женщины таскали на спинах каменья, тяжести, и от этого в продолжение лета до 200 женщин выкинуло.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6597. Л. 15-16. Копия.