196. РАПОРТ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ В СЕВЕРНОМ И НАГОРНОМ ДАГЕСТАНЕ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА Ф. К. КЛЮКИ ФОН КЛУГЕНАУ КОМАНДИРУ ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ А. И. НЕЙДГАРДТУ О ВОЕННЫХ ПРИГОТОВЛЕНИЯХ ШАМИЛЯ

1 февраля 1843 г.

Лазутчик мой, пройдя через Гумбет и Андию в Дарги к Шамилю под предлогом размена пленных, взятых в Казикумухе, видел Ахверды-Магома-оглы, о смерти которого прошли слухи, потому что он был опасно болен; и доставил подтвердительные сведения, что Шамиль приготовляется ехать навстречу турецкому султану, который будто бы, как распустил слухи в горах Шамиль, разорвал союз с Россией и намерен весною объявить ей войну, но что весьма многие горцы, не веря этому, подозревают Шамиля в намерении бежать в Турцию.

Смерть Ахмет-хана разлила общий восторг между непокорными нам горцами. Хаджи-Мурат праздновал оную ружейными выстрелами и поехал к Шамилю, вероятно, с известием об этом радостном для них событии, приказав своим мюридам быть в готовности по его возвращении. [270]

Жители Аварии, как извещают, исключая нукеров Ахмет-хана и весьма малой части других, довольны его смертью, потому что будто бы он делал им жестокие притеснения. Расположение же их к русским находится в прежнем положении.

Недавно Шамиль назначил Хаджи-Мурата наибом над обществом, называемом Татбуртинским или Чарбилинским, но татбуртинцы, отвергнув письменные домогательства Мурата, велели сказать ему в насмешку, что шариат его они заарестовали, для освобождения которого из-под ареста не угодно ли будет ему самому пожаловать. Между тем андийцы, во время бытности лазутчика моего у Шамиля, приходили к нему с жалобою на чарбилинцев за набеги, которые делают они на ихние земли, и просили защиты, но Шамиль отозвался, что помощи им он не может сделать до совершенного растаяния снега.

Слухи о вооружении Шамиля подтверждаются. Уведомляют, что Шамиль разослал во все места письменные приказания быть готовыми к выступлению. Приказано каждому из наибов, чтобы в партиях их лошади были хорошо подкованы, ружья исправлены, и велел починить арбы под снаряды для имеющихся у них орудий. Собрал с каждого двора по рублю серебром и по три сабы разного хлеба, объявив, что намерен сделать набег с большою партиею, когда снег на горах растает.

Народные толки в горах о намерении Шамиля разные: одни говорят, что он намерен идти в верхние общества для водворения мусульманской веры между людьми, оной не выполняющими; другие, что он двинется против Олсунгура в Кумыкское владение, на Аварию и проч. Но чтобы скрыть от нас приготовления, Шамиль принял строгие меры к прекращению сношений непокорных нам горцев с нашими, снял мосты по р. Койсу под названием Черкат-корпи и Сагри- корпи, велел убивать всех тех, которые из наших деревень придут к ним, а сам разведывает о распоряжениях наших и строго содержит караулы.

Происшествий военных в продолжение минувших семи дней никаких не случалось, исключая следующих: 12 числа, ночью, партия хищников захватила около 50 лошадей жителей дер. Чант-аула, но была открыта одним из секретов, и команда казаков Уральского № 7 полка отбила лошадей, а хищники, покровительствуемые темнотою ночи, скрылись. При сем случае убита обывательская лошадь. А 18 числа, перед рассветом, мюриды снова нападали на хутор Ахмет-хана, находящийся в ущелье к стороне Холотля, но, не причинив никому никакого вреда, отражены жителями Хунзаха.

В заключение сего имею честь присовокупить, что все нужные меры предосторожности для отвращения внезапного нападения и отражения горцев в случае набега, мною приняты.

РГВИА. Ф. 13454. Оп. 5. Д. 245. Л. 8-10. Копия.