132. ИЗ РАПОРТА КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Е. А. ГОЛОВИНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ПЕРЕХОДЕ К НАСТУПАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ПРОТИВ ШАМИЛЯ

[Не ранее 16 января 1839 г.]

Вследствие повеления Вашего сиятельства от 16 января № 363 и согласно высочайше данных мне разрешений, сообразив настоящее положение дел в Дагестане с проектом о действиях отряда на левом фланге Кавказской линии, изложенном в записке, всеподданнейше представленной генерал-лейтенантом Граббе на высочайшее Его императорского величества воззрение, я соглашаюсь совершенно в общих чертах с мнением сего генерала и ныне, сообщив ему мои заключения и истребовав от него положительнейшие объяснения, предложил ему к исполнению следующее:

1. Уничтожение влияния Шамиля в одной части Дагестана покорением обществ, составляющих главные его силы и где он имеет свое пребывание, то есть салатавцев, гумбетовцев, остальной части койсубулинцев, ичкеринцев есть главная цель действия отряда. [174]

2. Для достижения сей цели прочное занятие Чиркея (Салатавского общества) представляет большие выгоды потому, что оттуда удобно можно держать в повиновении сказанные общества, не допускать их к действиям по видам Шамиля и во всякое время наказывать изменников. К тому сильное и несколько отдаленное общество Андийское, занимающееся значительною торговлею, имея все свои сношения через салатавцев и Чиркей, будет также находиться в нашей зависимости и надеяться можно, что оно тоже отложится от Шамиля. Сверх всего Чиркей имеет весьма удобное прямое сообщение с Темир-Хан-Шурою, а с крепостью Внезапной через сел. Миатлы, и потому во всякое время могут туда мгновенно прибыть войска или для подкрепления гарнизона, или для удержания в покорности ближайших обществ. По этим соображениям в Чиркее построить укрепление в объеме по усмотрению генерал-лейтенанта Граббе, вооружив его артиллерией, снабдить гарнизон продовольствием, снарядами и дровами, обеспечить переправу через Сулак устройством хорошего моста с приличной обороной, смотря по местности.

3. Легко может статься, что Шамиль, видя себя стесненным занятием Чиркея и потеряв таким образом значительную часть влияния своего на салатавцев и гумбетовцев, составляющих ныне главную его подпору, решится удалиться из замка своего Ахульго, но может случиться также, что, надеясь на неприступность этого замка и пещер своих, он предпримет намерение удержаться в нем на дальнейшее время; тогда для вящего уничтожения Шамиля в Дагестане нужно бы вытеснить его из замка Ахульго, лежащего на правом берегу Андийского Койсу, в койсубулинских владениях близ Чирката, откуда он с такою удобностью действует на наши сообщения. Но как занятие этого почти неприступного места сопряжено может быть со значительною потерею людей, что всегда возвышает дух горцев, и принимая в точности наставления государя императора, дабы ничего не представлять случаю и не делать предприятий без полной надежды в успех, сперва нужно тщательно ознакомиться с местностью и сообразить до какой степени это удобоисполнимо. По сим причинам я представил генерал-лейтенанту Граббе по занятию Чиркея и устройства там укрепления действовать совершенно по усмотрению своему по уничтожению влияния Шамиля и вытеснения его из соседства наших укреплений.

Если замок Ахульго будет занят, то полагаю привести его в оборонительное положение и занять временно нашим гарнизоном. Но это будет зависеть от обстоятельств и исполнится тогда только, если усмотрится в том очевидная польза.

4. В состав отряда генерал-лейтенанта Граббе, как Вашему сиятельству известно, назначаются 4 батальона Куринского, 2 батальона Кабардинского егерских полков и 4 батальона Апшеронского пехотного полка с приличною артиллериею, с казаками и милициею; войска эти по усмотрению генерал-лейтенанта Граббе соберутся при крепости Грозной или при крепости Внезапной в течение мая и оттуда двинутся к Чиркею.

На попечение генерал-лейтенанта Граббе возложено также снабжение Хунзаха годовою пропорциею провианта и дров.

5. По окончанию укр. Чиркея и действуя против Шамиля, отряд, смотря по времени года, сделает движение к ичкеринцам для покорения этого общества и уничтожения по возможности влияния Ташев-Хаджи и Уди-муллы, одних из [175] главных сообщников Шамиля, там живущих, и потом предпримет продольное движение по Чечне для осмотра местности, где генерал-лейтенант Граббе предполагает устроить новые укрепления для перенесения со временем Сунженской линии.

Этим заключатся действия в Дагестане со стороны Кавказской линии.

При нынешнем моем объезде Закавказского края, находясь в провинциях, смежных с Дагестаном, я познакомился ближе с положением этой страны и, вникнув в волнения, там продолжающиеся, и некоторые возмутительные действия, произведенные бунтующими нагорными магалами в течение нынешней зимы, о коих я имел честь доносить от 17 и 22 февраля за № 295 и № 390 и от 3 сего марта № 435, я убеждаюсь, что открытие военных действий противу бунтующих нагорных магалов Кубинской провинции в нынешнем году должно быть преимущественно предпринято со стороны Кубинской провинции по нижеследующим причинам.

1. Общества верхних кубинских магалов, волнуемые духом мятежа и неистового сопротивления владычеству нашему в Дагестане, имеют крайне вредное влияние на все племена сего последнего, в особенности же на провинцию Кубинскую, далеко еще не успокоившуюся от последнего всеобщего восстания, а потому нужно закрыть провинцию эту от всякого покушения со стороны бунтующих магалов, могущего произвести там новые, хотя кратковременные, беспорядки, покушения легко возможного. Для такого прикрытия Кубинской провинции числа войск, ныне там находящихся, недостаточно, а между тем и малейшие там беспорядки должны неминуемо сделать помеху в общем плане операций.

2. Действия главными силами от Джарской области чрез высокий хребет, отделяющий ее от ущелья Самура, и потом вниз по скалистой теснине, где тропинки вовсе нам неизвестны и едва проходимы, можно бы было разработать с большими усилиями; мы не можем надеяться, предполагая даже полный успех, совершить поход сей иначе, как в продолжении значительного времени, а это может поселить в горных обществах смелость вторгнуться в Кубинскую провинцию, которая, будучи готова принять их как защитников своих, в таком случае неминуемо подвергнется большим неустройствам.

3. Провинция Шекинская, будучи закрыта 3 или даже 2 батальонами при помощи от самых жителей, которые показывают теперь решительные намерения защищаться, будет в совершенной безопасности, особливо когда сосредоточие войск Кубинской провинции станет угрожать оттуда неприязненным магалам.

4. Действия от Кубы главными силами представляют ту выгоду, что, закрыв самую ненадежную для нас провинцию, будут содержать в страхе все другие дагестанские племена, готовые воспользоваться первым случаем, чтобы восстать против владычества нашего.

5. Пути, ведущие из Кубинской провинции вверх по Самуру и Ахты, несравненно доступнее и известнее тех, кои идут чрез перевал и по р. Самуру из Джарской области и Шекинской провинции, и не представляют столько местных трудностей к ожидаемому сопротивлению от горцев и, наконец (Так в тексте (Прим. сост.))...

6. Что касается до проложения кратчайшей дороги от Кубы к Закаталам или к Нухе, то предприятие это, если оно только возможно, может быть приведено весьма легко в исполнение, коль скоро дух непокорности и дерзость нагорных [176] кубинских обществ будут укрощены. Приняв все вышеизложенное к зрелому соображению, я назначил окрестности Кубы сборным пунктом отряда, которому предназначено действовать из-за Кавказа.

Войска соберутся к концу мая месяца с появлением в горах хорошего подножного корма, если обстоятельства не потребуют раньшего сбора. Проложат себе путь вверх по Самуру к сел. Ахты, главному месту всех четырех нагорных обществ, построят там укрепления на две роты, приведут к послушанию непокорные общества Рутул, Ахты, Алтыпара и Докузпара и снабдят гарнизон нового укрепления всеми потребностями. Дальнейшие действия отряда заблаговременно определить невозможно; они зависят от обстоятельств и влияния, которое должно сделать на соседственные племена усмирение и приведение к покорности кичливых нагорных обществ. Весьма желательно пройти через Кюринское и Казикумухское ханства и далее чрез общества Андаляль и Хидатль прямо в Хунзах или, дойдя до Сугратль, Андаляль Андаляльского общества, поворотить налево по непокорному Хензерухскому ущелью и потом через землю обществ этого племени и Джурмутского, обеспокоивающих Кахетию, спуститься к Белоканам.

Движение войск наших через Кази-Кумух и Андаляль иметь будет важное влияние на все соседственные племена, как-то: Сюрги, Кара-Кайтаг, Акуша и проч., а в особенности на успокоение умов в этом ханстве, взволнованных возмутительными действиями в прошлом году нагорных обществ и безначалием, возникшим по смерти хана Магомед-мирзы (Конца документа в деле нет (Прим. сост.))...

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6361. Л. 51-56. Копия.