113. ПИСЬМО ИМАМА ШАМИЛЯ КОМАНДИРУ ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНУ ОБ УСЛОВИЯХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ЦАРСКИМИ ВЛАСТЯМИ НА КАВКАЗЕ

[Не позднее 5 апреля 1837 г.]

Выслушайте меня: я намерен говорить о делах, случившихся в нашем крае. Когда я находился в уединении, то начали нападать на меня унцукульцы, балаканцы, араканцы, игалинцы и аварцы, которые пришли ко мне с войсками и окружали меня несколько дней; я просил их оставить меня в своем месте в покое, но они не уважили моей просьбы и не перестали употреблять усилия день ото дня более для моего истребления, почему не оставалось при мне из моих приближенных более двадцати человек, с коими я бежал в пещеру, где провел целую неделю, по истечении коей оттуда бежал в Ашильты; за всем тем вышеупомянутые жители не перестали следовать за мною, которым я еще советовал и просил их оставить меня в покое, а они не слушали моих советов и не уважили моей просьбы; почему я обратился с просьбою к Вами назначенному начальнику туринскому генералу, который приказал им не трогать меня и запретил употреблять против меня подлые хитрости, но они не повиновались его приказанию (Действительно, справедливо (Прим. док.)); а по этим причинам я решился собирать войско, которое и собираю, и им сделал с помощью божией то, что известно всем, приказал то, что они были обязаны исполнять в нашей вере, запретил то, что запрещено нашим законом, и наказал тех, которые не исполняли своей веры.

Говорят между народом, что будто я убиваю людей и отбираю их имущество. Клянусь Богом, что от этих дел я вовсе чуждый.

Я желаю верности и мира с российским государем, что и по сие было моим желанием, почему я не предпринял никакого вредного намерения против ваших городов и начальников, кроме только тогда, когда они сделали движение в нашу сторону с намерением сражаться и завладеть нами; если сей мир заключится между мною и вами, то также заключится между вами и теми обществами, у коих я брал аманатов, а именно: Гумбетским, Андийским, Технуцалским, Багулалским, Каралба, Койсубулинским, Хидатлинским и другими, кои могут быть вам полезными и из коих вы не будете ожидать никакого вреда; одним словом, желаю только быть верным и помириться с вами, пока Вы оставите нас в наших местах без всяких обид.

Так как Вы начальник всего края, то обязаны исполнять наше сие дело и удержать возмутителей в спокойствии, не вредя нашей вере и шариату.

Помета: Копия с письма Шамиля, все на имя корпусного командира, отправлена с двумя гимринскими старшинами 5 апреля 1837 г.

РГВИА. Ф. 205. Оп. 1. Д. 87. Л. 17-18. Перевод с араб, яз., современный оригиналу.