№ 268

1850 г. мая 6. — Рапорт тифлисского военного губернатора генерал-майора Андроникова начальнику гражданского управления генерал-лейтенанту Бебутову о направлении дополнительных сил на помощь карательному отряду через Мамисонский перевал

Из представляемых при сем в копиях отношения моего к г. генерал-майору Гогелю от сего числа за № 115 и приложений к оному, нате сиятельство, усмотреть изволите: [472]

Во-первых, возрождение беспорядков в Нарском участке Осетинского округа и меры, принятые мною к их прекращению.

Во-вторых, необходимость по настоящему положению дел в Осетии усиления вверенного мне отряда, если не регулярным войском, то по крайней мере еще милициею.

И, наконец, в-третьих, вообще состояние дел в Осетии и предположения насчет движения отряда.

Из этих предметов я долгом поставляю представить вниманию вашего сиятельства, в особенности, необходимость усиления отряда, по тому соображению, что это весьма много может способствовать к утушению беспорядков в Осетии. Я прошу отражение милиции из Кутаисской губернии, во-первых, для обеспечения положения Карсского участка и вообще Верхней Осетии, куда она с удобностию и скорее может прийти прямо чрез Мамисонское ущелье; во-вторых, в облегчение Горийского уезда, от которого по первоначальному общему распоряжению было выставлено 300 человек милиционеров, потом велено тамошнему начальству собрать еще 300 человек с 10-дневным собственным провиантом, которые прибудут в Джаву 28 сего мая, к ныне еще, по моему распоряжению, собирается 100 человек также с 10-дневным провиантом, имеющие прибыть туда, же 29 числа. По сей причине невозможно обременять Карталинию требованием еще милиции тем более, что предвидится еще, при нервом удобном случае, рубка просек по Военно-Осетинской дороге посредством наряда рабочих из того же уезда, что будет сопряжено с лишенками для поселяй в самое удобное для собственных работ их время. Между тем, польза от кутаисской милиции и в других отношениях мною подробно объяснена в отзыве моем к генералу Гогелю, при сем прилагаемом. Побуждаемый этим, я имею честь покорнейше просить распоряжения вашего сиятельства о скорейшем направлении из Кутаисской губернии чрез Рачинский уезд милиции в испрашиваемом мною количестве, почтив меня о времени, к которому должно будет ожидать их прибытия, уведомлением.

Противу нарцев я полагаю в настоящее время предпринимать никаких особенных решительных мер, исключая того, что предписано мною полковнику Золотареву (№ 100). Спокойствие в [473] Царском участке для нас теперь дорого тем более, что жителями оного не обнаружено еще явного брожения. О последствиях действий там Золотарева я буду иметь честь донести вашему сиятельству.

Я с сим вместе прошу генерала Гогеля снестись с кем следует об усилении секретного наблюдения за тагаурцама по сношениям их с здешними бунтовщиками. Важность этого обстоятельства налагает на меня долг просить о том же ваше сиятельство тем более, что ежели, но счастливом окончании нами дел в Осетии, главные зачинщики беспорядков найдут себе спасение в побеге или укрывательстве, то это не иначе, как при пособии тех же тагаурцев, между коими есть у них много родных и знакомых, поддерживающих их ныне тайными внушениями и подстрекательством.

Генерал-майор — князь Андроников

Старший чиновник особых поручений — Туманов

ЦГИА Гр. ССР, ф. 3, д. 207, лл. 184-185