№ 228

1830 г. — Приказы генерал-майора Ренненкампфа карательному отряду о действиях в Джавском районе

Приказы по отряду

1.

№ 1. 17 июня. Лагерь при с. Цхинвал.

1.

Сего числа прибыл я к вверенному мне отряду; почему предписываю всех частей командирам обо всем относиться ко мне.

2.

Исправляющим должность дежурного штабс-офицера по отряду по воле высшего начальства назначается Нижегородского [382] драгунского полка капитан князь Бебутов, через которого будут отдаваемы мои приказания по отряду

3.

Генерального штаба штабс-капитан Кавалевский но воле его сиятельства господина главнокомандующего назначается в должности обер-квартирмейстера.

4.

Чиновник канцелярии тифлисского военного губернатора коллежский асессор Реваз... по воле его превосходительства назначен состоять при мне по части гражданской.

5.

Эриванского карабинерного полка двум ротам состоять под командою командира г. подполковника Херсонского гренадерского полка Безилева.

6.

Генерального штаба штабс-капитану Кавалевскому предписываю обозреть завтрашнего числа окрестности м. Цхинвал и выбрать близ Лагозея удобное место для расположения войск в боевой порядок к смотру его превосходительства г. тифлисского военного губернатора.

7.

Сейчас получил известие, что его превосходительство тифлисский военный губернатор с завтрашнего числа в 9 часов утра будет осматривать вверенный мне отряд; почему предписываю командирам всех частей приготовиться в должном виде к таковому смотру, в особенности обратить внимание на исправности оружия.

8.

Г. г. штаб обер-офицерам быть в мундирах, и шаругах, а нижним чинам — в мундирах, в белых же брюках, в сумах с ружьями. [383]

9.

Войскам быть на парадном месте готовыми в половине 9-го часа утра.

№ 2. Июня 18.

Завтрашнего числа с 10 часов утра войскам вверенного мне отряда быть готовым к выступлению в поход, для чего предписываю: во время марша соблюсти следующий порядок.

1.

В авангарде две сотни ополчения, сотня донских казаков и рота Эриванского карабинерного полка. Начало колонны дворянского гренадерского батальона, за ним артиллерия, потом штаб и все вьюка. В авангарде рота карабинер, пешая милиция, за коей остальная сотня казаков и конная милиция. Квартирьерами назначить от каждой роты артиллерийской команды и сотни казаков по одному унтер-офицеру. А от милиции 4-х человек, коим следовать при авангарде.

2.

В непременную обязанность ставлю гг. командиров в сей, регулярной [группе] казаков и грузинской милиции бдительно смотреть за порядком в строю во время марша... строжайше как нижним чинам, так и господам офицерам отлучаться от колонн, стрелять или охотиться по дороге. В особенности начальнику грузинской милиции строжайше подтверждается внушить милиционерам мнение во всей точности сего приказа, в противном случае первый нарушивший воинский порядок или оказавший непослушание своему начальнику подвергается строжайшему взысканию.

Предписываю сего же числа принять от комиссионера 12 класса тура на всех нижних чинов, равно и милиционеров, с 15 числа сего месяца впредь на две недели винную и мясную порцию, о приеме мне донести рапортами. Г. М. Ренненкампф. [384]

№ 3. Июня 9.

Завтрашний день в 9 часов утра всем войскам быть готовыми для переправы в Джаву со всеми вьюками и тягостями, в коей останется одна рота с частию милиции, и все изменения тягости отряда, Генерального штаба г. штабс-капитапу Кавалевскому распорядиться сею пере травою так, чтобы вся пехота могла переправиться чрез мост и для артиллерии вьюков... сыскать брод, для переправы чрез мост соблюсти следующий порядок: сначала милиция, бывшая сегодняшний день впереди всего отряда для разработки дорог, потом милиция, бывшая в авангарде, за нею херсонскому батальону и двум ротам Эриванского полка, а чрез брод сотня милиции, сотня ж Донского Леонова полка, потом артиллерия и патронные ящики Херсонского гренадерского полка, за ними обоз, потом вьюка всего отряда, а начальнику милиции с остальною частию своего войска заключить переправу.

В случае же брод найден будет удобным, что будет возможно переправиться чрез оный, то в таком случае всему отряду переправиться чрез брод тем же порядком, как следовало сегодняшний день наступить.

Пар гир, дав нарядить то же число, заблаговременно и выслать к авангарду, что соблюдать и вредь при каждом движении отряда.

3.

Для возки бумаг от Джавы до с. Цхинвал и обратно нахожу необходимым учредить конвойные посты, для сего назначаю в с. Цхинвал с Донского Леонова полка двух казаков, четырехконных милиционеров, в с. Свери — то яге число, всем сим людям завтрашний день явиться к исправляющему должность дежурного штаб-офицера, от коего получать должное наставление. Свиты его императорского величества — генерал-майор Ренненкампф.

№ 4. Июня 20. При с. Джава.

Завтрашний день в 4 часа утра всему отряду готовиться к экспедиции. [385]

Все излишние тягости, принадлежащие офицерам оставить в вагенбурге в селении Долавы. Одна рота Херсонского гренадерского полка под командою штабс-капитана..., 150 человек пешей и 10 — конной милиции под командою князя Симона Мачабелова и 56 человек казаков Леонова полка при офицере будут составлять резерв и прикрытие вагенбурга. Начальником сего резерва назначаю штабс-капитана Наплещева.

Три сотни грузинской милиции пред авангардом первые открывают движение отряда, покрывая обе фланги боковыми, сторонами, две роты полка и один горный единорог, и одна горная мортирка составляют авангард, подлинным начальством командира всей пехоты господина подполковника Берилева.

При отряде быть остальной части милиции, роте Херсонского полка и две роты карабинер, один единорог и одна горная мортирка, весь штаб, постоянное число казаков.

В войске соблюдать всевозможную тишину, строгий порядок при следовании вьюков и тяжестей.

Всему отряду иметь с собою на шесть дней провианта.

Афонского полка штаб-лекарю Любимову быть при отряде, фельдшера отрядить к авангарду... приказания, касающиеся до лагерного порядка во время привала и ночлега, отданы дежурному штабс-офицеру.

Сайты его императорского величества — генерал-майор Ренненкампф.

№ 5. Июня 20.

Лагерь при с. Дуадонастау

Предлагаю господину подполковнику завтрашний день, остаться при отряде в отсутствии моем командиром оного.

Иметь полную роту в совершенной готовности на смену так, чтобы по востребованию медленно могли выступить по назначению.

Заняться завтрашний день по утру приведением в порядок лагеря так, чтобы соединить все части вместе, в особенности собрать разбросанную милицию и быть осторожными разведением огней близ снарядов артиллерийских.

С получением сего прислать и другую мортирку к подпоручику Бестужеву, которому предписывается, приготовив оные и запасясь зарядами, быть готовым к выступлению, куда ему назначено будет.

Свиты его императорского величества — генерал-майор Ренненкампф. [386]

№ 6. Июня 27. С. Дуадонастау

Храбрые товарищи, я был свидетелем примерной вашей храбрости и неустрашимости 22 числа в быстром занятии главных высот неприступных гор... осетины, укрыв свои семейству у порта, защищались, пуская на вас грады пуль и каменья, и 26 числа взятие крепости Кола, главной опоры Кешельтского ущелья, лучшей надежды первых разбойников, оного удостоверили меня, что предполагаемые на каждом шагу неприятности осетинами и само природное препятствие проделывали примерным мужеством и усердным исполнением воли государя императора.

На сем уважении мне приятно засвидетельствовать совершенную мою благодарность начальнику... пехоты подполковнику Берилеву, по получении же им раны оставшемуся старшему по нем... начальнику милиции подполковнику Тарханову, командиру Донского Леонова полка майору Бахалову, исправляющему должность дежурного офицера Нижегородского драгунского полка капитану князю Бебутову, Генерального штаба штабс-капитану Ковалевскому, 8 пионерского батальона поручику Багдановичу, Эриванского карабинерного полка капитану Бержинскому и штабс-капитану князю Гурамову, артиллерии прапорщику Бестужеву, командирам милиционных сотен князьям Барзиму и Симону Мачабеловым, Николаю Багратиону Мухранскому, Александру Джавахову, Георгию Багратиону и Гиви Амилахварову. Штаб-лекарю Любимову, коллежскому асессору Ревазу, находящимся при мне дворянам Давиду Суханову, Луарсабу Пурцеладзе и всем г. г. офицерам и нижним чинам, бывшим 22 и 26 числа в сражениях, предлагаю г. г. начальникам всех частей представить при подробном донесении об отличившихся именные списки, каковые будут представлены на внимание и уважение высшего начальства. Селение Дуадонастау. Свиты его императорского величества — г.-м. Ренненкампф.

№ 7. Июля 3.

Приказ по отряду. С. Джава.

В продолжение экспедиции по Кешельтскому ущелью, в особенности при занятии горы Зикара и взятии крепости Кола, [387] особенным удовольствием заметил я лично ревностную службу, точное и верное исполнение моих приказаний и отличную храбрость князей Эристовых; титулярного советника Шалву Ревазовича, прапорщика Леона Луарсабовича, князей Гиви Барзимовича Амилахварова, Малхаза Мачабелова, Карамана Цулукидзе, Бежана Херхеулидзе и дворянина Зураба Цимакуридзе, из последних трех первый, оборвавшись со скалы, свихнул себе обе ноги, а последние два получили тяжелые раны. За оказанную ими примерную храбрость и мужество изъявляю мою совершенную признательность, приятным: долгом поставлю выставить сие на вид начальства.

2.

Дошли до меня жалобы, что низшие чины и милиционеры, отправляясь за фуражом, портят хлеба мирных жителей Далекого ущелья, таскаются по саклям и делают разные притеснения; для чего предлагаю командирам всех частей строжайше запретить таковые беспорядки и с жителями, явившими себя покорными, обращались бы ласково и не причиняли бы никакого зла.

Свиты его императорского величества — г.-м. Ренненкампф.

№ 8. Июля 4.

Приказ по отряду. С. Джава.

1.

Вследствие доставленного комиссионером 12 класса туром при рапорте от 2 сего июля за № 177 10-дневного провианта, предписываю войскам вверенного мне отряда войти со свод ми требованиями для получения оного по 17 число сего месяца.

2.

В селении Джава по-прежнему должен состоять вагенбург, для чего командиром оного назначаю Херсонского гренадерского полка поручика Писаревского впредь до другого распоряжения, под командою коего должны состоять оного иге полка прапорщик князь... и Эриванского карабинерного полка прапорщик Сварацкий, нижних чинов с Херсонского гренадерского полка рядовых 60, Эриванского карабинерного — 40, Донского [388] Леовова полка казаков 20, с нужным числом унтер-офицеру поручику Писаревскому, приняв сию команду, явиться ко мне для получения инструкции свиты его императорского величества.

№ 9, Июля.

Приказ по отряду. Лагерь при с. Верхняя Башня.

Над пойманными в Джамурском ущелье разбойниками наряжаю комиссию военного суда, в коей назначаю: за прейзуса — начальника милиции господина подполковника князя Тарханова: за асессоров — Донского Леонова полка г. майора Быкалова, Эриванского карабинерного полка г.г. майора Чиляева и капитана Бержинского и 8 пионерского батальона поручика Багдановича за аудитора — Херсонского гренадерского полка поручика Головина, для письмоводства помощника управляющего горскими народами Давида Пурцеладзева; за адъютанта Эриванского карабинерного полка юнкера Допорджизма Тумашвили, за переводчика — дворянина Елизбара Тумашвили.

Для засвидетельствования показаний, находящихся при отряде благочинного протоиерея Якова Ломаурова и священников: Иосифа Деканосова, трусовского приходского Давида Арджинова и джамурского Якова Салукова. Предписываю всем сим г. г. штаб и обер-офицерам допросить жителей в своих преступлениях и разбойничествах, поименованных по приложенному при сем списку разбойников; и с подробным показанием их преступлений представить мне за общим подписом свое мнение в продолжении 24 часов. Овиты его императорского величества ген.-майор Ренненкампф.

№ 10. Июля 16.

Приказ по отряду. Лагерь при Верхней Баджике.

Вследствие доставленного комиссионером 12 класса туром при рапорте от 9 сего июля за, № 120 восьмидневного провианта, предписываю вверенному мне отряду войти с требованиями для получения оного по 25 число сего месяца. Свиты его императорского величества — г.-майор Ренненкампф. [389]

№ 11. Июля 21.

Приказ по отряду. Лагерь при с. Фарсанткари.

По предписанию господина тифлисского военного губернатора генерал-адъютанта и кавалера Стрекалова от числа сего месяца за № 148 пойманных в Джамурском и других ущельях разбойников, производящих беспрестанные грабежи и нарушающих общественное спокойствие, предаю военному суду, для сего наряжая военно-судную комиссию, назначаю в оную: за прейзуса — начальника милиции подполковника Тарханова, за асессоров — Донского Леонова полка майора Быхалова, Эриванского карабинерного полка г. г. майора Чиляева и капитана Бержинского, Херсонского гренадерского полка капитана за войну, и поручика Головина. Аудитора 13-го класса Котырева — за переводчика и письмоводства русского языка помощника управляющего горскими народами — дворянина Давида Пурцеладзева; для осетинско-грузинского языков моурава Джамурского ущелья дворянина Элизбара Тулаева. За адъютанта Эриванского карабинерного полка — юнкера Джорджадзева. Для засвидетельствования показаний присутствовать находящимся при отряде благочинному протоиерею Якову Ломаурову, священнику Иосифу Деканозову, трусовского прихода — Давиду Аджинову и Джамурского — Якову Салунову.

Прилагая при сем список преданных военному суду осетин, вменяю в обязанность г.г. членов военной судной комиссии, разобрав по самой строгой справедливости меру преступлений каждого из разбойников, разделить их на разряды и, заключив сентенцию, представить за общим подписом мнение военно-судной комиссии в продолжении 24 часов. Свиты его императорского величества

генерал-майор Ренненкампф

№ 12. Июля 23.

Лагерь.

1.

Окончив экспедицию в Осетию с желаемым успехом, мне приятно изъявить совершенную мою благодарность всем г. г. [390] штаб и обер-офицерам, князьям и дворянам, также веем нижним чинам и милиционерам за труды, ими понесенные, и исполнение в точности своих обязанностей во все время продолжения трудного сего похода, приятным долгом поставляю заслуги каждого выставить на вид начальства.

2.

Г. подполковнику князю Тарханову с милицией и капитану Завойке о вверенными ротами Херсонского гренадерского полка выступить завтрашнего числа и следовать по тракту на Ахалгори, первому, прибыв в Карталинию, милиционеров распустить по своим жилищам; а второму с ротами прибыть в штаб- квартиру полка г. Гори.

3.

Во время следования чрез земли осетинские соблюсти строгий военный порядок и с жителями вновь приобретенного края обращаться миролюбиво и ласково.

4.

Господину капитану Завойке принять в свое ведение арестантов и аманатов, кои должны быть доставлены к горийскому окружному начальнику, в особенности за арестантами иметь строгий присмотр; побег которого-либо из них падет на ответственность его. Свиты его императорского величества

генерал-майор Ренненкампф

ЦГИА Гр. ССР, ф. 548, оп. 5, д. 483, лл. 1-6.