80. Отношение ген.-адъют. Розена ген.-адъют. Чернышеву о выступлении жителей Гергебиля против Гамзат-бека.

9 ноября 1833 г.

Из последних известий, сообщенных мною в отношении за № 779, в. с. изволили видеть, что Гамзат-бек, не имея успеха в возмущении жителей северного Дагестана, распустил шайку свою и, не быв принят ни в Анди, ни у жителей салатавских, удалился в Аварию.

Ныне получена мною от командира Куринского пехотного полка полк. Клюки фон Клугенау от 24 прошедшего октября следующия известия.

Лейб-гвардии ротмистр Ахмет хан Мехтулинский в наказание жителей дер. Гергебиля за принятие к себе Гамзат-бека, отбил у них до 800 баранов, которые обещал возвратить им, если они дадут клятвенное обещание не принимать к себе более сего бунтовщика. Гамзат-бек, узнав о сем, немедленно прибыл в Гергебиль с шайкою из 40 человек состоящею, и вошел в мечеть, призвал к себе старшин сей деревни, коих обезоружив требовал в выкуп за оружие с каждого по 30 руб. сер.

Один из старшин Мамет Кази возразил, что они ему не подвластны и за свою собственность платить не намерен. Гамзат-бек жестоко его наказал за сие, бросив в речку. Оскорбленные таковым поступком жители Гергебиля пришли в ярость и, окружив мечеть, заперли Гамзат-бека. Видя себя в крайней опасности, он успел разными обещаниями выпросить себе свободу, после чего собрав из деревень Аракана, Белокана, Кудухли 85 и Гимры партию до 600 человек захватил у жителей гергебильских рогатый скот и до 300 лошадей и расположился между двух рукавов речки Койсу у каменного моста, защищаемого семью завалами. По приглашению гергебильских жителей на другой день прибыли к ним на помощь Ахмет-хан Мехтулинский с 600 и Абу-Муслим Казанищенский с 400 своих людей и, присоединив к себе до 400, жителей гергебильских, остановили Гамзата и вытеснили из пяти [131] завалов. В продолжение перестрелки прибыли еще к ним на помощь Мамет кадий Акушинский с 100 человеками и кадий Цудахаринский с 200 человек, при сем убит Гамзат-бека родной племянник Александер, один бек и десять простых лезгин; со стороны же преданных нам убито 2 и ранено 3 человека, но дело сие других неблагоприятных последствий для Гамзат-бека не имело, ибо кадий акушинский, помирив с ним жителей Гергебиля, отправился обратно к себе, что принудило Ахмет хана и Абу-Муслима возвратиться тоже в свои владения.

После сего ген.-л. Вельяминов, получив известие, что шайка Гамзат-бека увеличивается, счел нужным перейти от кр. Внезапной к Темир-Хан-Шуре, дабы не допустить Гамзат-бека разорить мехтулинские деревни; экспедицию же против салатавцев не находит возможным ныне предпринимать, ибо от недостатка подножного корма лошади батальонов, прибывших из Грузии, пришли в совершенное изнурение, при том он нашел, что салатавцы по возможности вносят все то, что обязаны заплатить; и хотя сие исполняется довольно медленно, но наказанием и разорением их преданные нам кумыкские князья лишатся надолго главных средств своего существования, кои получают от подвластных им салатавских деревень. О чем имею честь уведомить в. с.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6281, лл. 240—241. Подлинник.


Комментарии

85. Кудутль.