54. Рапорт командующего войсками на Кавказской линии ген. Эмануэля управляющему главным штабом ген.-адъют. Чернышеву о блокаде крепости Внезапной и о переходе жителей Кумыкской плоскости и Чечни на сторону Гази-Магомеда.

Не ранее 28 июня 1831г.

После донесения к в. с. об отправлении моем из гор. Ставрополя по случаю обложения чеченцами кр. Внезапной 65 положение наших дел на левом фланге еще не приняло лучшего оборота. Я прибыл сего числа в укр. Амир-Аджиюртовское. Командующий войсками левого фланга ген.-м. кн. Бекович-Черкасский доносит мне, что покоренные чеченцы, живущие за р. Аргуном, большими толпами отправляются к мятежникам; мичиковские деревни, исключая Бейбулаты, все присоединились к Кази-Мулле. Все кумыки, исключая одной дер. Аксаевской, уже передались ему; жители дер. Кази-юрт переселены все Кази-Муллою к Костекам.

Еще до выезда моего я направил ген.-м. кн. Бековича-Черкасского с 400 человек 43 егерского полка и 300 казаков Моздокского, 200 человек Гребенского войска с 6 орудиями к укр. Таш-Кичу, куда он и прибыл 24 июня. Появление наших войск в сем месте остановило волнение народа Аксаевской дер., который был готов также предаться возмутителю.

По донесению ген.-м. кн. Бековича-Черкасского от 24 июня, что неприятель против кр. Внезапной значительно [96] усиливается, где он был уже в числе более 10 тыс. и что скопище сие продолжает умножать прибытием новых толпищ; я сосредоточиваю ныне в укр. Амир-Аджи-Юртовском еще войска с центра Кавказской линии и левого фланга, а дабы ускорить марш их, пехота следует на подводах днем и ночью, имея в сутки только 6 часов отдыха, кавалерия останавливается только 8 часов...

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 6259, лл. 83—84. Подлинник.


Комментарии

65. Поддержанный чеченцами и кумыками, Гази-Магомед обложил крепость Внезапную. Но прибытие отрядов ген. Бековича-Черкасского и Эмануеля вынудило горцев снять блокаду и отступить. Пока царские войска были заняты расправой над жителями восставших аулов, Гази-Магомеду удалось укрепиться в ауховских лесах. Здесь между отрядами Гази-Магомеда и царскими войсками произошел кровопролитный бой, в результате которого царских войска понесли значительные потери. Из ауховских лесов Гази-Магомед возвратился в Чумескентский лагерь.