353. Приказ ген.-адъют. Воронцова по Отдельному Кавказскому корпусу в связи поражением, нанесенном царскими войсками наибу Мелкум Раджабу.

3 октября 1850 г.

В исходе сентября известный своими отважными набегами лезгинский наиб Мелкум Раджаб спустился с значительной партией из Тлейсеруха в таначинские леса в надежде воспользоваться отсутствием войск, двинувшимися против другого сборища на Доорджабале, чтобы ограбить какие-либо хутора или селения за Алазанью.

Получив об этом известие, начальник Лезгинской линии ген.-м. Чиляев направил туда сотню Грузинской пешей дружины, роту Ериванского карабинерного полка, казаков и 15 милиционеров под командой того же полка шт.-кап. кн. Шашкова. В ночь с 25 на 26 число офицер сей открыл присутствие партии Мелкум Раджаба между чердахинскими и кусурскими хуторами, устроил там из пехоты засаду, кавалерию же послал к месту расположения горцев. Хищники, видя малочисленность казаков, бросились на них как на верную добычу и преследовали до места, где скрытно расположился резерв наш; но здесь их встретили карабинеры метким ружейным огнем и штыками. Несмотря на неожиданную встречу с пехотою и потерей многих своих товарищей, лезгины, ободряемые своим предводителем, спешились и с обнаженными шашками и кинжалами бросились на ериванцев, которые, следуя примеру неустрашимого шт.-кап. кн.Шашкова, стойко выдержали все нападения их и каждый раз опрокидывали их с уроном; три раза лезгины с ожесточением возобновляли свои натиски. [598]

Наконец, после третьей атаки, когда сам предводитель и храбрейшие его сподвижники пали, остальная часть партии разбежалась в разные стороны, оставив на месте 51 тело, в том числе и тело Мелкума Раджаба, которого наибский знак, Другой знак отличия и оружие доставлено в Закаталы. Кавалерия быстро преследовала бежавших и довершила их расстройство, отбив 20 лошадей и множество оружия. С нашей стороны ранено всего 8 нижних чинов, узнав об этом поражении в таначинских лесах, другая партия горцев спустилась со стороны Анкратля, Поспешно удалилась в горы тем более, что они видели везде с нашей стороны готовность их встретить и боялись подвергнуться такой же гибели.

Объявляю по вверенным мне войскам об этом столь молодецком деле, считаю приятной обязанностью изъявить мою совершенную признательность начальнику Лезгинской линии ген.-м. Чиляеву за его благоразумную распорядительность, благодарю храброго шт.-кап. кн. Шашкова и всех храбрых его сподвижников гг. офицеров и нижних чинов, участвовавших в поражении этого сборища.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 1087, оп. 3, д. 369, л. 3. Копия.