288. Рапорт ген.-л. Лабынцева ген.-м. Коцебу о мерах удержания в покорности жителей Малой Чечни.

23 июля 1846 г.

Устройство укрепления на Фортанге, почти в сердце Малой Чечни, среди равнин-житниц, не может не иметь влияния на покорение ее. Некоторые жители изъявляют уже желание покориться, но волнуемые обещанием Шамиля не допустить устройства укрепления на Фортанге враждебными против нас предприятиями, они колеблются; Шамиль уверяет чеченцев клятвою, что с силами, с какими недавно вторгнулся в Кабарду, он уничтожит замыслы наши. Слухи ходят, что он делает огромный сбор войск; необходимость поддержать влияние свое на горцев этого требует. Нет сомнения, что он сделает покушение на Чеченский отряд, на транспорты наши или же на Сунженскую линию, а может быть бросится на левый фланг или в Кабарду. Везде мы слабы и с отправлением в Россию бат. 5-го пехотного корпуса еще более ослабеем и вместе с тем обессилим и чеченский отряд: взамен бат., в Россию отправляемых, Прагского из Грозной, Подольского с Кумыкской плоскости и Люблинского с Военно-Грузинской дороги, в Кабарде необходимо будет отправить из отрядов моего и ген.-м. Нестерова, кроме двух бат. кн. Воронцова полка, еще один бат. Затем в отряде моем останется не более 7,5 бат., ген. Нестерова только 6.

При сборе неприятеля, конвоирование транспортов отряда моего, в беспрерывном движении быть долженствующих, можно вверить не менее трем батальонам, а устройство укрепления предоставить только четырем с половиною бат. — едва достаточным для обороны местности.

Горцы признают только ту силу, которая подавить их может. Предприняв устройство укрепления, без достаточной силы воздвигнуть оное и дать помощь Сунженской линии, левому флангу или Кабарде в случае вторжения Шамиля, не только не достигнет великой цели: привести в покорность Чеченцев, но еще может потерпеть от них какое-либо несчастье.

Чтобы отвратить это, я признаю совершенно необходимым:

1. Из войск 5-го пехотного корпуса удержать на Кавказской линии, по крайней мере до окончания укрепления на Фортанге, 4 бат., дабы не ослабить вверенного мне отряда отделением бат. на Военно-Грузинскую дорогу и на левый фланг, а с тем вместе дать более средств ген.-л. Фрейтагу, которого успешное сопротивление покушениям Шамиля [524] имеет самое решительное влияние на возведение Ачхоевского укрепления и, следовательно, на все благие последствия, коих ожидать можно от постройки сего укрепления.

2. Если же, минуя все соображения для благоначатого дела, должно отправить те четыре бат. 5 пехотного корпуса, то не признано ли будет по крайней мере возможным заменить их на Кавказской линии резервною дивизиею Кавказского корпуса, остающейся, смею сказать, в Таганроге без пользы.

При этих силах, достаточных некоторым образом для уничтожения покушений Шамиля, мы можем, строя укрепление на Фортанге, достигнуть покорения Малой Чечни, ожидающей тоже результатов готовящейся борьбы Шамиля с нами. Нужно Шамилю где-либо на пространстве линии, на левом фланге, на Сунже или в Кабарде, иметь какую-либо удачу, и он убедит чеченцев, готовых принести покорность нам, в бессилии нашем, горцами презираемом, а в этом случае не только отдалится время успокоения края, но Россия обременится новыми пожертвованиями, коих она избегнуть бы могла.

К сему присоединить осмеливаюсь слова ген. Ковалевского, который во время вторжения Шамиля в Кабарду, когда еще правый фланг вспыхнуть не успел, писал мне: “что он не ручается за целость вверенной ему линии “что же будет, в случае спокойствие здесь нарушится могущее, поколеблет правый фланг.

Лестная доверенность, оказанная мне г. главнокомандующим возложением на меня постройки нового укрепления, долженствующего усмирить Малую Чечню, а также охранение Сунженских поселений и Кабарды, кладут на меня священный долг высказать в. п. это мое душевное убеждение. Если изволите признать это основательным, то покорнейше прошу повергнуть на благоусмотрение кн. Михаила Семеновича 182, в противном случае письму этому ходу не давайте.

ЦГА СО АССР, ф. 104, оп. 1, св. 1, лл. 11—13. Копия.


Комментарии

182. Кн. Воронцов.