165. Из “Доклада канцелярии по управлению мирными горцами” о причинах перехода Надтеречных чеченцев на сторону восставших горцев.

Не ранее июля 1841 г.

1. Бегство Надтеречных чеченцев к возмутителю Шамилю.

В начале 1840 года быстро распространившиеся возмущения в Малой и Большой Чечне, и смелые набеги мятежников произвели сильное влияние на умы Надтеречных чеченцев и даже на соседних к ним малокабардинцев; многие чеченцы в последнее время были в сношениях и переговорах с мятежниками: иные от того, что недовольны были нашим правительством каковых было и будет много, другие из расчета спасти себя и семейства свои от грабежа, и большая часть от легкомыслия без всякой причины и цели.

В июне месяце 1840 года Надтеречные чеченцы дер. Старого Наура, Нового Наура, Эмингуловской, Мурдарова, Боян-Юрта, Качерман-Юрта, Нагай Мирза-Юрта, Мижи-Юрта, Кожахи, Калаузова, Мамакай-Юрта и Гунешки, бежали, забрав свое имущество и истребив частию огнем свои жилища. Из жителей означенных деревень только незначительная часть осталась нам преданными, ведомость при сем прилагается.

2. Владельцы Надтеречных деревень, права их на земли и настоящее их положение.

При побеге Надтеречных деревень владевшие ... кап. кн. Мундар .... 132 Эльдаров, шт.-кап. Качерман Алхасов, подпор. кн. Кучук и прап. кн. Айдемир Турлов, оставаясь верными правительству и пренебрегая потерею всего своего имущества бежали на левый берег Терека и укрылись в казачьих станицах.

Земли лежащие по Тереку более 40 лет тому назад главным на Кавказе начальством отданы были во владение предкам вышеозначенных лиц с условием водворить там аулы и отвечать за проход на левый берег Терека каждой хищнической партии. С этою целью владельцы привлекали к себе кумык и чеченцев, наделяли их местами для поселения, и новые поселенцы в вознаграждение за право селиться на отводимой им земле производили у владельцев все сельские работы, платили им ясак (часть известную из всех своих [308] произведений) вооружались по их приказанию для преследования партий и исполняли беспрекословно все их требования. Впоследствии, когда население на правом берегу Терека начинало увеличиваться, между владельцами возникли споры на поземельное право, тогда по распоряжению начальства назначенными чиновниками каждому из них были указаны границы отданной во владение земли и они продолжали увеличивать население в своих аулах добровольно переселяющимися чеченцами, так что у некоторых из владельцев образовались значительные деревни, которые некоторым образом считались уже собственными.

Богатство, а с ним и власть Надтеречных владельцев с увеличением народонаселения в устроенных ими деревнях возрастали более и более, и перед возмущением Надтеречных деревень все из них живя по их понятию в совершенном изобилии имели значительное состояние, состоящее большею частью из движимости.

С побегом Надтеречных чеченцев, владельцы лишились всей движимости и сами со своими семействами едва спаслись бегством, у шт.-кап. Качермана Алхасова взято неприятелем в плен двое детей.

В настоящее время означенные владельцы Надтеречных деревень находятся в самом бедном положении и живут в казачьих станицах на квартирах по отводу.

3. Сделанные местным начальством распоряжения после побега Надтеречных чеченцев.

По получении донесений о побеге Надтеречных чеченцев оставшийся у них на корне хлеб разрешено было линейным казакам прилегающих посевов собрать в свою пользу, оставшиеся в аулах дома, разобрав лес, перевезти в станицы, а бежавшим чеченцам объявить, что они навсегда лишились права селиться на местах до побега ими занимаемых, сверх сего отбитых подполк. кн. Бековичем-Черкаским при преследовании бежавших жителей деревень Мижи-Юртовской и Кожаховской 800 баранов приказано было раздать в виде вознаграждения тем жителям означенных двух деревень, кои остались нам преданными; при занятии неприятелем деревни защищались в своих домах, равно также в их же пользу велено отдать весь оставшийся на корне хлеб в упомянутых двух деревнях и уцелевшие от истребления дома, а подполк. кн. Бековичу-Черкаскому предписано было возвращающихся из бегов чеченцев без разрешения не принимать.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 1083, оп. 2, д. 636. лл. 1—12. Подлинник.


Комментарии

132. Текст поврежден.