ДУБРОВИН Н. Ф.

ИСТОРИЯ ВОЙНЫ И ВЛАДЫЧЕСТВА РУССКИХ НА КАВКАЗЕ

ТОМ I.

КНИГА I.

ОЧЕРК КАВКАЗА И НАРОДОВ ЕГО НАСЕЛЯЮЩИХ.

КУМЫКИ

III.

Некоторые особенности, существующие у кумыков в брачных церемониях, семейном быте и в правах женщины.

Вступая в брак, кумык ищет невесту равного с ним сословия и избегает всеми средствами смешения с низшими классами.

Князь может передать своим детям титул со всеми его правами и преимуществами только тогда, когда они произошли от брака его с княжною. Если же князь женился на узденке или рабыне, то дети не пользуются княжеским титулом, и, по народному обычаю, не могут после смерти отца владеть землею. Они называются чанками и считаются выше узденей. Чанки живут на счет своих родственников-князей, которым достанется отцовское наследство, и при женитьбе держатся своего сословия.

Обряд сватовства у кумыков тот же, что и у чеченцев.

Кумык только тогда сватается; когда убежден в согласии девушки выйти за него замуж, чего достигает он лично, приискав удобный случай, или через посредниц.

— Судьба моя зависит от родных, отвечает девушка, в случае согласия, а в противном случае отказывает наотрез. [638]

Тогда претендент делает гласное предложение и получает согласие, потому что родители никогда не противятся желаниям девушки. Если бы родители хотели отдать ее другому, то девушка извещает тайком избранника своего сердца. По предложению его, она соглашается на побег из родительского дома и назначает время и место, где ее можно похитить. При похищении она играет роль жертвы насилия, кричит, плачет и умоляет отпустить ее. Похитители, между тем, отвозят ее в дом князя или почетного жителя, принимающего ее под свое покровительство. Между тем, родственники, в полном вооружении, преследуют похитителей, но, для предупреждения драки, являются посредники — почетные старики, которые открывают переговоры с обеими сторонами. После долгих прений, общее мнение определяет спросить у самой девушки: желает ли она возвратиться в родительский дом или выйти за похитителя? Та отвечает, что теперь ей стыдно уже возвратиться домой, и, предполагая, что похищение ее есть предопределение свыше, считает необходимым выйти замуж. Брак следует непосредственно за таким ответом.

После сватовства, жених отправляет к невесте калым — свадебные подарки, состоящие из материй, уборов, украшений и, кроме того, смотря по состоянию, известное количество денег, на которые родители обязаны приготовить невесте все необходимое в домашнем быту.

Все, что дают невесте родители и жених, составляет неотъемлемую ее собственность. После получения родителями невесты подарков, девушка считается сговоренною, и жених получает право тайком видеться с своею невестою; но если они встретятся при чужих, то приличие требует, чтобы они не говорили друг с другом. Жених у кумыков, точно также, как у чеченцев, имеет право всегда отказаться от невесты и дозволить ей выйти за другого; но сговоренная девушка, сама собою, не может отказаться от жениха и должна ожидать, чтобы жених сам освободил ее; без этих особенностей никто не решится взять ее замуж.

Самая церемония бракосочетания у кумыков ничем не отличается от свадьбы дагестанских горцев.

После брака муж обязан назначать жене кебин-хакк, сумма денег, обеспечивающая женщину на случай развода. Самые деньги не выдаются, а дается в руки жены письменное обязательство, которое у князей составляет 750 рублей. сер., у узденей 100 рублей. и т. д. Чагары не имеют определенной суммы, а количество ее зависит от взаимного согласия вступающих в брак. В случае развода, или смерти мужа, не оставившего детей, вдова получает из его имения кебин-хакк и возвращается в дом своих родителей. По шариату, кроме своей собственности и кебин-хакка, жена не имеет права на наследство мужа. Имущество, принадлежащее жене, считается неприкосновенным. Без ее согласия, муж не имеет права им распоряжаться, а если бы муж вздумал принудить свою жену к уступке [639] принадлежащей ей собственности, то она может прибегнуть к своим родственникам и просить их защиты.

Женщина у кумыков не так подавлена, как у прочих горцев. В домашнем быту, она полная хозяйка, куда никто не вмешивается. Она сама считает своею обязанностию повиноваться мужу, который, с своей стороны, считает за большой стыд подвергать жену тяжелым и не свойственным ей работам. Если бы жена была умнее мужа, то она, по обычаю, считает за стыд показывать это, и всеми мерами старается скрыть его слабоумие. Супруги никогда не называют друг друга по имени, а всегда выражаются в третьем лице: он, она. При посторонних считается неприличною всякая, даже и самая простая, ласка; неприлично также супругам хвалить друг друга.

Не смотря на большую свободу, предоставленную кумыкской женщине, жена и здесь находится в полном подчинении мужа. Она должна работать на него, сносить безропотно все наказания и оказывать раболепное уважение мужу, который может развестись с нею, когда ему вздумается.

В семейном быту кумыков, старость лет имеет право на общий почет и уважение. Младший, в своем обращении со старшим, обязан оказывать все видимые знаки уважения, принятые при сношении низшего класса с высшим или сына с отцом.

Старшего брата кумыки называют господином (агаси). В семье княжеской старшему по летам принадлежало управление делами всей семьи, сношение с прочими княжескими фамилиями и обязанность постоянного представителя своей фамилии перед народом. У кумыков власть отца более уважается, чем у чеченцев, и хотя она не простирается на жизнь сына, но отец, пока жив, всегда сохраняет влияние над ним.

Отец полный властелин своего имущества, и сын не имеет никакого права, при жизни отца, требовать выдела себе части из имения; от отца совершенно зависит отделить ему ту часть имения, которую он заблагорассудит.

Дочери вполне подчинены отцу, пока находятся у него в доме, и выходят замуж по его воле. Дочерям, по адату, хотя не предоставлено никакого права участвовать в дележе имения, но как отец полный хозяин своей собственности, то он обыкновенно выделяет из имения часть и дочерям, руководствуясь при этом постановлением шариата, т. е. он не может уделить дочери более третьей части той доли из имения, которая приходится на каждого брата. Если отец умрет, не выделив дочь, то, не смотря на то, что, по шариату, имеет право на наследство, дочь не получает ничего из имения отца, и от брата, к которому она поступает в дом, зависит составить ей приданое. Братья обязаны содержать своих сестер и выдать их замуж с приличным приданым. [640]

Права наследства у кумыков совершенно е же, что и у чеченцев. Для духовных завещаний и опеки существуют те же правила, потому что правила эти взяты из шариата, который у обоих народов одинаков.

Текст воспроизведен по изданию: История войны и владычества русских на Кавказе. Том I. Книга 2. СПб. 1871

© текст - Дубровин Н. Ф. 1871
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
©
OCR - Чернозуб О. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001