1028. Отношение гр. Нессельроде к ген. Ермолову, от 12-го июля 1819 года.— Царское Село.

Разные представления Оренбургского военного губернатора по делам, до Киргизцев касающимся, подали мне повод войти в подробное рассмотрение положения сих народов.

Сведения, имеющиеся в Азиятском Департаменте Министерства, мною управляемого, не представляют удовлетворительной ясности, необходимо нужной для суждения по тому предмету, весьма не маловажному, ибо кочующие народы всегда доставляли и доставляют государству значительную выгоду от скотоводства, коего произведениями обогащают торговлю нашу как внутреннюю, так и внешнюю.

Местное начальство края, где наиболее кочуют те народы, имеет, без сомнения, вернейшее понятие как о том, что для них может быть полезно, так и о том, что может доставить правительству вящшие от сих народов выгоды. Сие побуждает меня обратиться к в. выс-у с покорнейшею просьбою сообщить мне ваше мнение по следующим статьям:

1) Считать ли Киргизцев, в Астраханской губернии пребывающих, уже остепенившимися на сей стороне Урала и можно ли, на основании 35-й статьи положения об отводе земель кочующим народам, отдать в удел сей орде земли, ныне ею занимаемые?

2) Отделения Киргизцев, за Уралом кочующих, просили о позволении им перейти в Астраханскую губернию. Можно ли таковое позволение им дать? Не произойдет ли от сего какой вред или стеснение кочующим уже в той губернии народам? Должно ли оставить Рын-Пески навсегда или по крайней мере надолго для зимнего кочевья степным Киргизцам, дабы сим средством привязывать их к России и заставить чувствовать выгоды и почти необходимость их зависимости от России и полезно ли, чтобы Астраханская губерния, частью уже постоянными жилищами заселенная, служила обиталищем номадов? Не найдено ли будет выгоднейшим, затрудняя неприметно и осторожным образом пропуск Киргизцев со стадами их из-за Урала в Рын-Пески, убедить известное количество лучших и надежнейших из сего народа, соображаясь с вместительностью Астраханских степей, со включением и Рын-Песков ко всегдашнему пребыванию в тех местах и, отделив сию часть от прочих родов Меньшой орды, между Уралом и Сыр-Дарьею скитающихся, постановить над нею особого хана или учредить другое приличнейшее начальство и мало по малу склонять сих людей к прочной оседлости, к совершенному подданству России, к принятию лучших постановлений, поступая однакоже с возможною осмотрительностью, дабы Киргизцы не вывели из того несправедливых заключений, которые могли бы иметь последствия невыгодные? Пример добровольного перехода от кочевой жизни к состоянию хлебопашцев показали уже некоторые Калмыки, например, Ставропольские и Кундровские Татары. Хан Букей при первоначальном переходе своем на Астраханскую степь просил от имени всего своего народа позволения заводить в удобных местах зимние жилища. Исключительное назначение Рын-Песков для зимнего кочевья степным Киргизцам, занимающим в сие время и окрестности озер Камыш-Самарских и, следовательно, все удобнейшие места для пастбищ, естественным образом стесняет других Киргиз-Кайсаков, навсегда в Астраханской губернии остающихся, и препятствует успехам их скотоводства, а бдительность, необходимая со стороны местного начальства при перегоне табунов из-за Урала производит также великие затруднения.

Правительство, издавна старавшееся приучить Киргиз-Кайсакские орды к жизни постоянной, делало для сего от времени до времени разные распоряжения. Если оные не оправдывались ожиданными успехами, то сие происходило частью от легкомысленности Киргизцев, от их наклонности к кочевой жизни и хищничеству и от того, так сказать, страха или отвращения к трудолюбию и упражнениям постоянным, которое столь свойственно всем народам, на известной степени гражданственного образования находящимся.

Возражение, какое по сему случаю представиться может, состоит в том, что с большею привязанностью Кпргиз-Кайсаков к земле или, что все равно, к постоянной оседлой жизни, уменьшатся стада сего народа и что сие должно будет невыгодным образом отразиться на Русскую [672] промышленность возвышением цен на скот и на получаемые от оного предметы торговли, а также дорогою платою, какою надобно будет тогда нанимать верблюдов для караванов. Сие возражение теряет однакоже свою силу, если поставить на вид, что тишина и миролюбие, коих от твердого и прочного водворения сего степного, одичалого народа ожидать должно и кои суть главное и необходимое условие расширения и цветущего состояния Российско-Азиятской торговли, заменят с избытком все означенные неудобства, ручаясь, так сказать, за безопасность путей караванных. Притом же самое уменьшение стад Киргизских, столь невыгодное и опасное при первом взгляде, будет надежным шагом к вернейшему сбережению оных и к улучшению в сих ордах скотоводства. Тогда только можно будет думать о запасении сена или другого корма на зиму и о приюте для скота, который ныне, находясь в самые суровые времена года под открытым небом, подвергается всем жестокостям атмосферы и нередко гибнет в невероятном почти множестве. Киргиз-Кайсаки, теряя таким образом свои стада, единственное их богатство, а с тем вместе лишаясь всех способов пропитания, обращаются к грабительству и в случае крайности легко могут отваживаться на самые дерзкие и вредные покушения.

3) Не встречаются ли в приведении в действие правил 17-го июля 1808 года Высочайше утвержденного положения об отводе земель кочующим народам, на сей раз применяясь преимущественно к Киргиз-Кайсакам, какие-либо важные и существенные неудобства, которые требуют, может быть, некоторых дополнений к статьям оного положения или отмены иных из них, и какие именно распоряжения вновь по сему предмету предполагать можно?

4) От чего происходит медленность в действиях Коммисии, учрежденной в Астраханской губернии для успешнейшего приведения в действие помянутого положения: от препятствий ли уважительных или просто от недеятельности ее членов? В последнем случае должно бы ускорить исполнение их обязанности средствами понудительными.

5) Не требует ли сия Коммисия нового преобразования и какой план для сего признается лучшим?

6) Не будет ли выгодно назначить к Киргиз-Кайсакам особых приставов, каковые обыкновенно определяются к Калмыкам и разным народам, кочующим в Кавказской губернии?

7) Не будет ди полезнее, отменив работы, производимые ныне в Астраханской губернии землемерами для отмежевания земель кочующим народам, испросить у Г. И. Высочайшее повеление отрядить в тот край, для большей точности и успеха в снятии на план и размежевании оных земель, некоторое число офицеров свиты Е. В. по квартирмейстерской части, прикомандировав к ним нескольких землемеров и дав им особое наставление'

Если к статьям, выше сего изложенным, вы признаете за благо присовокупить еще какие дополнительные примечания о кочующих народах, то сим сугубую пользу принесете делам службы, ибо я предварительно уверен, что как сведения, кои сюда сообщите, так и мнение ваше откроют нам более удобств к достижению желаемой цели.