Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

РУССКИЕ ВЕДОМОСТИ, 1868 г.

1 января, № 1. С. 1.

Телеграфические известия.

Кельн, 31-го декабря.

По словам Кельнской газеты, Англия и Франция снаряжают экспедицию в Японию для восстановления Тайкуна на престоле, направленную против интересов России в Азии.

10 января, № 8. С. 3.

Иностранные известия.

Французское правительство, по-видимому, еще не убедилось в бесполезности различных дальних экспедиций, которые, как весьма ясно доказывал многолетний опыт, стоят Франции больших жертв деньгами и не приносят ей почти ни малейшей пользы. В Париже поговаривают тебе о намерении предпринять в непродолжительном времени новую отдаленную экспедицию, именно в Японию, где, как известно, некоторые вассальные владетели японского тайкуна — даймиосы, враждебно расположенные к иностранцам, не признают многих уступок, сделанных тайкуном европейцам и американцам. Уже в прошлом году англичане наказали некоторых из этих князей, владения которых расположены близ морского берега. Теперь французское правительство вступило в переговоры с Англией об отправлении в Японию совокупной, англо-французской экспедиции, которая должна поддержать власть тайкуна и наказать упорных даймиосов. Англия будто бы уже изъявила согласие на это предложение. Но общественное мнение относится неблагоприятным образом к этим новым кланам, которые, по всей вероятности, поведут только к обогащению некоторых генералов и офицеров.

По известиям из Японии, вследствие вспыхнувшего там мятежа, тайкун передал свою власть микадо или духовному императору. Гавани Оказали и Фиого будут открыты с 1 января для иностранцев; гавань же Нигато по-прежнему останется закрытой.

25 января, № 21. С. 1.

«На этих же днях, нам случилось быть в Большой Конюшенной, также в мужском пансионе Целовского, где обращают на себя внимание пять японцев, весьма знатных фамилий, которые уже три года воспитываются в этом заведении; старшему из них 22 года; он женат, но жена его осталась в Японии; все они помещены на полном пансионе и платят за свое содержание и за слушание лекций по 1500 руб. каждый; в течении этих трех лет они сделали огромные успехи и уже весьма свободно объясняются по-русски, оказывая большие способности к наукам; особенное пристрастие имеют они к предметам, относящимся до всех отраслей естественной истории. Они готовятся для поступления в наши русские специальные заведения; одни из них поступает в Медико-хирургическую академию, другой в Горный институт, третий в Институт инженеров путей сообщения».

14 февраля, № 35. С. 2.

Иностранные известия.

По телеграфному известию из Японии от 15-го января, там вспыхнула новая революция. Удельные князья или так называемые даймиосы завладели духовным императором — микадо. Светский император, или тайкун, готовит против них экспедицию для освобождения микадо. Два дворца в городе Иеддо истреблены пожаром.

 

[69] 2 марта, № 48. С. 3.

Иностранные известия.

В американских и английских газетах сообщают следующие подробности о последней революции в Японии. Восстание вызвано удельными князьями или даймиосами, которые не желали допущения иностранцев во новь открытые для них порты; но главную роль тут играет опасение, чтобы тайкун или светский император, поддержанный влиянием Франции, не уничтожил старинного удельного устройства Японии и не присвоил себе неограниченной власти над князьями, среди которых по существующему порядку он может считаться только первым между равными. Настоящим государем в Японии всегда признавался один только духовный император или микадо, которому подчинялись все князья безразлично. Во главе вспыхнувшего восстания стоит могущественнейший из удельных князей — Сатцума. Молодой микадо взят в плен тремя князьями, которые, заключив его в дворце Киота, заставили уничтожить звание светского императора и объявить нынешнего тайкуна лишенным всех его прав и должностей. Тайкун бежал в свой замок в город Осаку под покровительство иностранного флота; европейские послы впрочем объявили, что они не намерены вступаться в японские междуусобия и будут совершенно держаться в стороне. Сатцума послал войска в столицу Иеддо, где они на улицах дрались с войсками тайкуна. Дворец последнего сожжен, и жившие в нем женщины убиты. Два дня спустя и дворец Сатцумы был сожжен и разграблен, причем 400 человек погибло в пламени. После того происходило морское сражение, где победа, кажется, осталась на стороне тайкуна, так как в известиях говорится что суда Сатцумы вынуждены были спасаться бегством. В настоящее время тайкун все еще находится в Осаке и не думает об отречении. Враги его с войсками подступают к этому городу.

9 марта, № 54. С. 1.

Телеграфическия известия.

ГонгКонг. 26-го февраля.

Японский тайкун, разбитый наголову даймиосами, — удельными князьями, бежал в Иедо. Торговля сильно страдает от внутренних усобиц Японии. Духовный император, микадо, обратился к уполномоченным иностранных держав с нотой, в которой объявляет, что трактаты будут уважаемы.

14 марта, № 58. С. 2.

Во вторник, 12-го числа, недавно приехавшее в Москву Общество японцев давало в Большом театре первое представление. Нам пишут, что театр был полон, так что билеты продавались барышниками по возвышенным ценам. Но публика, говорят, осталась недовольна: ожидая от этих заморских артистов чего-то необыкновенного, она вышла из театра в неприятном разочаровании. Японские представления показались ей очень обыкновенными.

28 марта, № 69. С. 3.

Иностранные известия.

По известиям из Японии от половины февраля, тайкун или светский император разбит наголову восставшими удельными князьями и бежал в Иеддо. Междуусобная война расстраивает всякую торговую деятельность. Духовный император или микадо известил представителей иностранных держав, что договоры, заключенные с ними, не будут нарушены, но вместе с тем просил их не вступать в борьбу и сохранять самый строгий нейтралитет. Иностранные военные суда впрочем не удаляются из портов и готовы в случае надобности оказать покровительство и помощь проживающим там европейцам. Гавань Осака, открытие которой для иностранных судов послужило между прочим поводом к междуусобной войне, представляет по мелководью своему величайшие затруднения для судоходства. [70]

6 апреля, № 73. С. 3.

Иностранные известия.

По известиям из Японии, междуусобная война в этой стране прекратилась и три удельных князя или даймиоса по имени Сатцума, Койшу и Зоза стали во главе управления. Князья эти одолели светского императора или тайкуна и заставили его отказаться от первенства между ними. Японское население высказывается относительно европейцев довольно враждебно; на французских и американских матросов было произведено нападение, народ бросал в них камнями; говорят, что и в английского консула было сделано несколько выстрелов. Европейские матросы вынуждены были, отстреливаясь от нападавших, удалиться на свои корабли. В настоящее время даймиосам удалось восстановить порядок, и с начала февраля спокойствие в портах никем не нарушалось.

14 апреля, № 80. С. 1.

В отделе Иностранных Известий мы не раз сообщали о беспорядках в Японии, окончившихся, как знают уже читатели, низвержением тайкуна. Недоброжелательство, которым всегда отличалась японская чернь по отношению к европейцам, оборвалось на французах. Как сообщает шанхайская депеша, переданная Русским телеграфным агенством, несколько офицеров и матросов гребного судна, принадлежащего к французскому военному кораблю, умерщвлены японцами. Дело это, грозившее Японии жестоким возмездием, однако же уладилось. По словам той же депеши, японское правительство обязалось наказать виновных и заплатить более полутораста тыс. руб. сер. вознаграждения.

24 апреля, № 87. С. 3.

Иностранные известия.

Носится слух, что с телеграммой из Шанхая получено известие, что французскому посланнику в Японии дано удовлетворение за умерщвление французских моряков, а именно обезглавлены двадцать японцев и выплачено 750 тыс. франков вознаграждения.

28 апреля, № 91. С. 3.

Иностранные известия.

Из Японии пишут, что вследствие умерщвления одним из японских удельных князей одного офицера и 11 матросов с французского судна «Дюплекс», французы задержали сорок подданных этого владетеля и грозили умертвить их, если в течение 14-ти дней убийцы не будут отысканы и наказаны. Тогда японские власти казнили японского офицера, по повелению которого умерщвлены были французы, и 19 других человек, и согласились выдать вознаграждение в 750 тыс. фр. или почти 200 тыс. рублей сер. семействам убитых французов. Революция в Японии торжествует, и приверженцы бывшего светского императора или тайкуна всюду покоряются.

4 мая, № 96. С. 2.

В французской правительственной газете Монитер сообщают еще следующие подробности по делу об умерщвлении в Японии десяти французских матросов: 25-го февраля, шлюпка «Дюплекс» подошла к берегу в Сакаи, чтобы принять на борт французского посланника и командира фрегата «Венера». Два часа экипаж уже пробыл на пристани и население не обнаруживало против него никаких враждебных намерений, как вдруг на него напала вооруженная толпа в числе около ста человек и стала стрелять в упор. Французы бросились в воду, укрываясь за судно; но десять человек были убиты. Когда японцы удалились, люди спасавшиеся в воде, израненые, взобрались на шлюпку и вышли в открытое море. Между тем в городе Осаке представители иностранных держав, получив удовлетворение за прежнее покушение от 24-го января, готовились поднять свои флаги и возобновить сношения с японским правительством. [71]

В это время пришло известие об умерщвлении десяти французских матросов в Сакаи. В ту же ночь посланники английский, прусский, голландский, итальянский и северо-американский собрались на совещание к французскому посланнику, с целью прийти к соглашению по делу, одинаково касающемуся всех иностранцев. Они решили покинуть Осаку, спустить свои флаги и отозвать своих консулов, пока не получат полного удовлетворения. На другой день японские власти, по приказанию духовного императора или микадо, явились к командиру фрегата «Венера» и возвратили тела убитых французов, объявив при этом, что матросы не заслужили никакого порицания, что избиение их ничем не может быть оправдано и что виновные будут примерно наказаны. Торжественное погребение убитых происходило 28-го февраля, в Гиого, в присутствии японских чиновников, французских, английских и американских матросов. На этой печальной церемонии присутствовали также все представители европейских держав. Отдав последний долг убитым, французский посланник Леон Рош, по вторичном совещании с своими товарищами, обратился к японскому правительству с требованием возмездия, т. е. казни зачинщиков и выдачи 200 тыс. р. в пользу семейств убитых. Посланники прочих держав поддержали это требование, препроводив с своей стороны энергические ноты, в которых выражают ужас по поводу совершенного преступления, одинаково оскорбительного для всех европейских наций. Из телеграфических депеш уже известно, что виновные японцы казнены и денежное вознаграждение выдано, при чем уполномоченный от микадо еще раз являлся на французский фрегат с извинением.

24 мая, № 111. С. 3.

Иностранные известия.

По известиям из Японии, там опять произошло новое столкновение с туземцами. Мы уже сообщали, что после удовлетворения, данного японским правительством французскому посланнику за убийство десяти матросов с корабля Дюплекс, и после извинений, торжественно принесенных ему одним из высших японских сановников, посланники Франции, Англии и Голландии были приглашены духоным императором или микадо на аудиенцию для личного знакомства с ним. По предварительному условию, они согласились 11-го марта встретиться во дворце Киото и вместе представиться микадо. В назначенный час английский посланник однако не явился и, как оказалось, был задержан прискорбным случаем в городском предместье. В ту минуту как он въезжал уже в улицу смежную с дворцом, в сопровождении лиц состоящих при посольстве, конвоя из английских солдат и японских всадников, толпа народа неожиданно напала на его свиту и ранила одиннадцать человек. Известие об этом вероломном покушении пришло во дворец в то время, когда там еще находились французский и голландский посланники. Микадо тотчас же приказал своим министрам выразить английскому посланнику негодование, внушаемое ему этим низким поступком и предложить самое торжественное удовлетворение. Вслед за тем министры письменно известили сэра Паркса, что виновные, находящиеся в руках правительства, будут все без различия обезглавлены палачом, и что будет издан закон, на основании которого, всякое оскорбление, нанесенное иностранцам, будет считаться самым тяжким преступлением и наказываться позорным образом. Правительство микадо предложило кроме того английскому посланнику сумму денег для раздачи раненым английским солдатам или их семействам; посланник обещал представить это последнее предложение на усмотрение королевы. Получив такое полное удовлетворение, английский посланник не нашел нужным прервать свои сношения с японским правительством и два дня спустя, 13-го марта, сам явился на аудиенцию к микадо, который лично повторил ему свои извинения и возобновил уверения в самом дружественном расположении его правительства к иностранным державам, уверения, данные им перед тем посланникам французскому и голландскому.

Разные известия.

Со слов английских газет, Русский Инвалид передает следующие известия о казни, совершенной над японским полковником, по требованию французского посланника: — Несколько времени тому назад, один французский солдат ранен был в Японии в ту минуту, [72] когда, вопреки законам страны, он намеревался пройти между конвоем, сопровождавшим даймиоса Бизен. Французские власти потребовали от японского правительства удовлетворения, и командовавший конвоем японский полковник приговорен был к смерти. Казнь совершена была в половине десятого утра, в великолепно освещенном японском храме. Приговоренный к смерти офицер был благородного происхождения и имел чин полковника в армии Бизена. Согласно японским законам, при казни его должны были присутствовать только лица одинакового с ним звания и происхождения. Все иностранные посольства имели при этом своих представителей. Осужденный произнес длинную речь, стоя на коленах перед маленьким круглым столом, на котором лежала его фамильная шпага. Он не признавал себя виновным, ссылаясь на то, что он действовал вполне согласно с законами Японии, ранив человека, желавшего проложить себе путь через княжеский конвой. По окончании речи, несчастный обратился к храму с пламенной молитвой, между тем как товарищи его припали ниц к земле, а представители иностранных посольств держались стоя на своих местах. Испустив затем потрясающий крик, он взял в руки шпагу и вонзил ее в свое тело, вытянув при этом голову, как бы идя на встречу смерти. В ту же минуту, один из друзей несчастного, находившийся сзади, отсек одним ударом сабли его голову, скатившуюся на пол. Присутствовавшие при казни должностные лица положили ее на блестящее блюдо и поднесли поочередно ко всем присутствовавшим иностранцам, с вопросом: «Довольны ли вы?» Казнь эта возбудила в публике сильнейшее неудовольствие, так как несчастный полковник не только не совершил убийства, но если он и виновен был, то в пользу его можно было, несомненно, привести смягчающие вину обстоятельства. В сущности, вся вина его состояла в том, что он отомстил иностранцу за формальное нарушение законов и обычаев страны, за которое японский уроженец поплатился бы смертью. Ничем не оправдываемая казнь эта, являясь мерой столь же кровавой, сколько и неполитичной, вызовет, как полагают, сильнейшее раздражение в стране.

6 июля, № 147. С. 3.

Иностранные известия.

По известиям из Японии, гавани Иеддо и Нагати, вследствие политических беспорядков, еще не открыты для торговых сношений. Вооруженная борьба между духовным и светским императорами, микадо и тайкуном, продолжается по-прежнему.

12 июля, № 152. С. 3.

Иностранные известия.

По известиям из Японии, междуусобная борьба приближается к развязке. Могущественнейший из удельных князей Стотс-баши, присвоивший себе было звание светского императора или тайкуна, согласился на условие, предложенные ему духовным императором или микадо. На основании этих условий он обязался уступить ему половину принадлежащих ему владений, распустить свою армию и сдать флот. Сверх того, в знак унижения перед верховной властью государя, которую он так долго нарушал, тайкун отправился, 30-го апреля, пешком в [73] город Мито, где назначено ему находиться во временной ссылке. Благодаря тому, что дела с тайкуном устроились таким образом, один из удельных князей или даймиосов, принадлежащих к фамилии Стотс-баши, назначен губернатором Йокагамы, на место бывшего губернатора от тайкуна. Вместе с тем в этом городе, столь посещаемом европейцами, восстановилось спокойствие; солдаты и матросы, которые были высажены на берег иностранными судами для защиты европейской колонии, возвратились обратно на суда, а английский консул сделал визит новому губернатору Йокагамы. Таким образом, в начале мая в Японии водворилось было спокойствие. Но спокойствие это продолжалось не долго. Оказалось, что условия, принятые тайкуном, были отвергнуты его приверженцами. Адмирал его флота отказался сдать микадо свои корабли, а отвел их к северному берегу Японии, где предполагает составить новый союз против микадо. Другой из непокорных князей Айдсен в трех последовательных сражениях 10-го, 17-го и 22-го мая разбил войска микадо и занял одну из крепостей, уступленных тайкуном; взятые в плен при втором сражении 300 чел. обезглавлены на месте. Последнее из этих сражений происходило в полутора-часовом расстоянии от Иеддо; уверяют, будто две армии инсургентов окружили эту столицу и отрезали отступление войскам микадо. 2-го июня в Иеддо убит один из родственников микадо, энергичный противник тайкуна. Политическое положение страны стало еще запутаннее с тех пор, как на сцену выступил верховный жрец, распространивший прокламацию, в которой говорится, что микадо превысил свою духовную и государственную власть, приняв слишком живое участие в начатых тайкуном междуусобиях.

17 июля, № 156. С. 3.

Иностранные известия.

Из Японии сообщают, что духовный император или микадо восстановил древний закон против туземцев, принимающих христианство. Ходит слух, что до 200 тыс. приверженцев прежнего светского императора или тайкуна снаряжают семь пароходов с целью произвести нападение на японскую столицу Иеддо.

Текст воспроизведен по изданию: Первые японские посольства в России в газетных публикациях 1862-1874 гг. СПБ. "Агентство "РДК-принт"". 2005

© текст - Токуаки Б., Томоко Б., Зубовская В. О., Николаев Н. В. 2005
© сетевая версия - Thietmar. 2014
© OCR - Николаева Е. В. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© "Агентство "РДК-принт"". 2005