ИЗВЕСТИЯ ИЗ НАГАСАКИ.

21 августа/2 сентября 1853 года.

Императорско-Российская эскадра, состоящая из фрегата Паллада, под флагом Ген. Адъют. В. А. Путятина, корвета Оливуда, шхуны Восток и судна Американской Компании Князь Меншиков, 10/22 августа сего 1853 года бросила якорь на Нагасакском рейде.

Эскадра вышла из Гонг-Конга 26 июня, и до островов Бонин-Сима, вместо дующего обыкновенно в это время года SW муссона, — встретила противные ветра, сопровождаемые шквалами, много замедлявшими плавание. Предполагая идти проходом, между Формозою и островами Баши, эскадра должна была зайти, на остров Батан — принадлежащий последней группе, чтобы запастись, имеющеюся там в изобилии, свежею провизиею. Подошедши июля вечером, к сему острову с подветренной стороны, эскадра продержалась около него всю ночь; и не имея возможности пристать где либо на гребных судах, по причине сильного прибоя, разбивавшегося вдоль всего берега, — должна была к утру отправиться далее.

В ночь с 8-го на 9-е июля, ветер стал постепенно свежеть от NW, и к утру скрепчал до того, что эскадра принуждена была: закрепить крюйсель и у прочих марселей взять все рифы.

Утром 9-го числа и в течении дня, ветр продолжал усиливаться и мы стали делать приготовления к выдержанно одного из тех жестоких вращательных штормов, которые случаются в здешнем море, в летние месяцы. Наблюдая все явления бури и сравнивая с описанием тифонов, должно отнести этот ветер к числу последних. Он, подобно им, [169] при быстром понижении барометра, переходил постепенно от одного румба к другому; дул в течении 12 часов от NW, потом перешел к W, наконец SW, S, SO и окончился OSO-м. При этом, хотя по временам шел дождь но в воздухе не было ни каких электрических явлений; на кануне, при начале шторма, при облачном небе, атмосфера была жаркая и несколько удушливая. Фрегат несло с быстротою, превышающею иногда 12 узлов. 9-го числа вечером, когда барометр перестал понижаться, ветер достиг крайней степени силы и вырвал фок, грот и фор-марсель. Определив по барометрическим наблюдениям, центр вращения тифона, мы переменили курс (согласно правил изложенных в теории вращательных штормов), на два румба вправо; и вскоре, вышли из его круга. Продолжавшись всего до 30 часов, тифон этот начал мало по малу ослабевать и 11-го числа, стих окончательно; но зыбь продолжалась еще по крайней мере около суток. Во время этого шторма, фрегат потек верхнею частию и сверх того, обнаружилось крайнее неудобство, — употребления у вант железных винтов, у которых кроме других важных недостатков, при сильной качке ломаются крепительные планки; от чего они, сами собою отвинчиваются.

Ослабевшая от сего ванта, увеличивает напор на остальные ванты, которые уже не могут его выдержать, и лопаются или сдают на бензелях. Это случилось ныне с фрегатом, который одно время, был в опасности потерять грот-мачту; но вскоре начавший стихать ветер позволил заложить, в помощь вантам, сей тали, а потом перетянуть и самые ванты.

Вслед за штормом наступили тихие противные ветра. 25 июля подул попутный ветер и утром 26 Июля усмотрев острова Бонин-Сима, фрегат Паллада около полдня бросил якорь на острове Пиль, в порте Лойд. [170]

Прибыв в порт Лойд, Генер. Адъют. Путятин — нашел там стоявшими уже на якоре, остальные суда своей эскадры; из них, Корв. Оливуца пришел ранее фрегата тридцатью, шхуна Восток пятью, а судно Российско-Американской Компании Князь Меншиков десятью днями. Все сии суда найдены в надлежащем виде и в боевом порядке. На судне Князь Меншиков, прибыли с Сандвичевых островов, посланные с депешами из С. Петербурга курьеры, Лейтенант Кроун и Коллежский Регистратор Бодиско, и привезена большая часть заготовленной в Гамбурге провизии для фрегата.

Желая доставить молодым Офицерам и Гардемаринам некоторую практику, относительно производства описи берегов и составления карт, — Генер. Адъют. Путятин воспользовался тем временем, когда на фрегате производились исправления; и отправился на Корв. Оливуца, к третьей, неисследованной еще группе островов Бонин, лежащей к S в 18 милях от острова Пиль, — и сделал им надлежащую опись.

В порте Лойд, против ожидания, не найдено почти ни какой свежей провизии; малое число Английских и Американских поселенцев, продали весь имевшийся у них запас живности и зелени, на заходивший туда Американский отряд Командора Перри, а также и на китоловные суда, посещающие этот порт.

Оправившись, сколько позволяли местные средства, в порте Лойд; Фр. Паллада, а с ним и прочие три судна 4/16 августа, снялись с якоря и при хорошем попутном ветре, направились в Нагасаки. Плавание до сего последнего, было одно из самых счастливых во всех отношениях. Постоянно дул умеренный SO ветер, при котором весь отряд держался (на сем пути) соединено. Не смотря на то, что фрегат, почти все время, имел на буксир шхуну Восток, — он [171] шел от 6 до 9 узлов, оставляя за собою все прочие суда. Но и при этом замедлении, переход от Бонин-Сима до Нагасаки, составляющий 850 миль, совершен с не большим в пятеро суток.

В прекрасную погоду, за светло, отряд миновал мелкие острова, составляющие Южную оконечность Японского Архипелага. 9-го числа вечером эскадра подошла к Нагасакскому рейду; но по малоизвестности оного, не вошла в темноте и всю ночь держалась у входа, под малыми парусами. На следующее утро, августа, приказано поднять на фор-брам-стеньге фр. Паллада, Флаг Уполномоченного Его Императорского Величества и ескадра пошла на первый или наружный рейд, — где штиль продержал нас до четырех часов по полудни. После сего, в сопровождении нескольких Японцев, прибывших на фрегат, для обычных осведомлений, коими они встречают все Европейские суда; суда наши в боевом порядке, при звуках национального гимна: «Боже Царя храни» прошли первые с моря Нагасакские батареи, наполненные любопытствующими Японцами, и около 6 часов вечера бросили якорь на среднем рейде.

Осмотревшись некоторое время здесь на месте, транспорт Князь Меншиков был послан в Шангай, за свежею провизиею; ему поручено также, доставить на почту, для отсылки с параходами в С. Петербург, казенную и частную переписки. Шхуна Восток, также отправилась отсюда, на некоторое время, с особым поручением. Экипажи, на всех судах эскадры, находятся в очень хорошем состоянии, больных 5 человек. [172]

Яхта Рогнеда, Капит. Лейт. Князь Лобанов-Ростовский, быв задержана в Портсмуте сильным S ветром; 3 декабря отправилась в Рио-Жанейро, для следования потом, по назначению.

Текст воспроизведен по изданию: Известия из Нагасаки // Морской сборник, № 12. 1853

© текст - ??. 1853
© сетевая версия - Тhietmar. 2020
©
OCR - Иванов А. 2020
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Морской сборник. 1853