Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 17, л. 29-30 об.

От 20-го декабря 1781 год Г Вена

Милостивый Гдрь батюшка

Имею честь вам данести, что я, Слава богу, здоров и сию минуту палучил ат сестры писмо, в катором я вижу, что и вы, слава богу, здоровы, что меня адно толка и утешаит. Я вам пишу накануни новава Г ода здешнего [421] в каторай будит, сказывают, превеликай парад. Естли не ушлю писмо, то вам апишу — что праисхадила. Свиту нашу вчерашней день Император дарил в том числе и мне падарена тапатирка очинь недурна, а протчим также табатирки и перстни. Атъезт жа наш наверное назначин 23 числа сего месица то есть в четверк.

Итак затем пребуду с маим истеным пачитанием и испрася вашего благословения

Сын Ваш Василий Марков

Любезная сестрица здравстуй я сейчас твое писмо палучил чрез князя Куракина катораму я очинь рад..........[разные домашние дела]... что ж принадлежит да меня, я, слава богу, здаров, изрядна весил притом всякаю ж минуту думая аб вас что б мог с вами пересонална видитца. Хатя наш ваяж и завидин, аднака ж дома лутчи. Нас всех вчерашней день дарили, а каво чем, то записку при сем прилагаю. Мне падорена табатирка очинь харошая горазда лутчи прежней, атъезд жа наш канешна будит 23 числа. И уже мы едим не так как прежди ехали, а далжны разделитца на три парти для таво, что лашадей нету столка на почтах. И так я думаю что я паеду в первай парти, то есть К: Юсупав-Ватковскай — Николаи — Лафемьер и я для тово еду чтоб лошиди были, хатя ани и пригатовлины везде. Во втарой парти В: К: Бекендорф с женою и К: Куракин, камер юнферы и гордироб. В третей, Никалай Иваныч, фрелины, Лопь лекорь Крузе-, впротчем во всей нашей Свите все благопалучна. Я пишу ета писмо накануни новава году то есть немецкава. И ажидаим превеликаи церемонии, во время ж нашего житья в Вени, как мы сначала приняты были, то я вам писал. Во все время всякай день наш граф ездил па местам где какия заведени, школы, гофъшпитали, фабрики и па протчим местам, где примечания достойна. Придворных же веселастей болши двух мескарадов не была да нескалка балов, а спектакли каждай день. И то за денги, аднако ж мы не платили, для нас были ложи даны. Впротчем писать болие нечива, а кагда приеду то все скажу [422] персонална. Итак затем прости...послал бы я вам гостинцу, но не смею, прападет. Разве, буду иметь верную аказию с кем послать, затем желаю вам добрава здоровиа а я остаюсь брат в.в. Марков. пажалуйста кланися любезнаму другу Багдану Христафоравичу и папеняй ему, что он не припишит не аднаво паклона. Я писим от него не требую, а желаю знать жив ли он, и скажи ему, что я уже все па немецки говорю, а по русски пачти ничево и скора начну па тальянски, толка боюся, что не зделатца балтуном наконец.

Естли приехал Александра Иванович, то пожалуй ему пакланись и скажи ему, что я для нево купил пряшки очинь хораши и дешевы толка не знаю с кем переслать и естли еще што найду купить для него, то куплю... [разные домашние дела]

... Я рад, что ты атсылаешь Ево Максимку г. брату. Аднакаж напиши ему чтоб он за ним посмотрел да притом атпиши, что Ево рука лутчи ли, дамашним всем паклон. И Фоке Савелиачу притом скажи Ему что Ево вся Вена знаит вот как он славин.

[приписка сбоку: “я пишу к вам на другой день, что да церемониев принадлежит я вам при сем записку пасылаю. Я же севоднишней день еду в первай парти и пряма в Венецию, а Вели Князья завтрашней день также”].


Комментарии

Деление на партии было вызвано невозможностью обеспечить свиту великого князя необходимым количеством лошадей. Мы знаем, что по предварительному плану (см. вступительную статью) предполагалось использовать ок. 100 лошадей. Вероятно, в пути потребовалось большее количество. Вот что пишет один из авторов XIX в.: “Для проезда великого князя с супругой требовалось 500 лошадей. — В день их прибытия в Париж, 18 мая, почтовое движение для других путешественников было приостановлено” 38. Если в данном случае и имеет место некоторое преувеличение, то небольшое. Вот, например, как описывается выезд прусского принца Генриха, побывавшего в Петербурге в 1776 г.: “Принц Прусский Генрих..... Изволил прибыть в дворцовой карете цугом..... Пред каретою ехали два конюха ездовых верхами, и два скорохода бежали, за каретою стояли два гайдука, подле кареты верхами ехали конюшенный офицер и рейт-паж” 39.

Граф Сегюр, вспоминая о путешествии Екатерины II в Крым в 1787 г., в котором он принимал участие, писал, что поезд императрицы состоял из 14 карет, 124 саней, плюс 40 запасных, и что на каждой станции ожидало 560 лошадей 40.

Итак, в первой партии должны были ехать кроме самого Маркова: [443]

Николай Борисович Юсупов (1750-1831) — князь, известный меценат, знаток и любитель искусств. В 1772 г. он был назначен камер-юнкером, но в том же году отправился почти на 10 лет заграницу. По возвращении, в 1781 г. стал действительным камергером. В 1783 г. назначен послом в Турине. Выполнял поручения Павла Петровича, связанные с заказами произведений у современных художников в Риме и Париже.

Федор Федорович Вадковский (1756-1806) — сын Федора Ивановича Вадковского, генерал-аншефа и лейб-гвардии Семеновского полка подполковника, сделавшего успешную карьеру благодаря участию в событиях захвата власти Екатериной II в 1762 г. Уже в детстве Федор Федорович был приближен ко двору — вместе с другими детьми высокопоставленных лиц он составлял партию при великом князе в маскарадах, о чем имеются упоминания в “Записках” С. Порошина. При этом маленький Павел оказывал ему особое внимание. С 1778 г. Ф. Ф. Вадковский числился по Придворному календарю капитан-поручиком, камер-юнкером и состоял при малом дворе. Здесь он принимал активное участие в домашних спектаклях.

Людвиг-Генрих Николаи (1737-1820) — профессор Страсбургского университета, был приглашен в Россию преподавать логику Павлу Петровичу, затем стал секретарем великокняжеской четы. Во время путешествия получил баронский титул от императора Иосифа II.

Франц-Герман Лафермьер (1737-1796) — также из Страсбурга. Сначала был библиотекарем и преподавателем французской литературы у наследника, потом — секретарем. Николаи и Лафермьера связывала большая дружба. Известно, что они даже завещали друг другу свои библиотеки.

Во второй партии, кроме великокняжеской четы, ехали:

Христиан Иванович Бенкендорф (1742-1823) — подполковник, сын бывшего ревельского коменданта и “генеральши Бенкендорф” (см. комментарий 2) и его жена — Анна Юлиана Бенкендорф (1758-1797) — урожденная Шиллинг-фон-Канштадт. Она была подругой детства будущей великой княгини Марии Федоровны. Приехала в Россию в 1781 г. Обладала большим умом и сильным характером и имела влияние на Марию Федоровну.

Князь Александр Борисович Куракин (1752-1818) — внутчатый племянник Никиты Ивановича Панина. В 1765 г. он остался круглым сиротой и был взят Н. Паниным к себе. Поскольку последний состоял в должности гофмейстера при наследнике престола — вел. кн. Павле Петровиче, маленький Куракин стал участником в играх цесаревича и остался его другом на всю жизнь. Он получил блестящее образование в Лейденском университете, затем для усовершенствования образования ездил в Лондон и Париж, откуда писал наследнику письма. Своей обстоятельностью некоторые из них походят на выдержки из “Истории искусств” 41. С 1772 г. он уже числился камер-юнкером, с 1775 — в Сенате, с 1778 — действительный камергер и предводитель С-Петербургского дворянства. После путешествия, в связи с “делом П. Бибикова” (см. комментарий 4), был на долгие годы отстранен от двора.

Камер-юнферы: Катерина Николаевна Сакобова (см. комментарий № 4), Федосья Васильевна Бологовская (см. комментарий № 6) и Аграфена Ивановна Кольчугина. Первые две занимали эту должность при великой княгине с 1776 г., последняя приступила к обязанностям только в 1781 г.

Наконец, в третьей партии ехали: Николай Иванович Салтыков (см. комментарий 8). Фрейлины: с 1776 г. фрейлинами при великой княгине были две “смолянки” — Наталья Семеновна Борщова (1759-1843) и Екатерина Ивановна Нелидова (1756-1839). Борщова прежде была фрейлиной первой супруги Павла Петровича — великой княгини Натальи Алексеевны. Она исправляла должность при Марии Федоровне до 1785 г. Нелидова была очень нелюбима великой княгиней из-за большой симпатии к ней Павла Петровича. Обладая сильным характером и недюжинным умом, она имела влияние на великого князя. Позднее именно это качество сблизило ее с Марией Федоровной и они стали “союзницами”.

Графиня Хотек, присоединившаяся в Вене к свите высоких путешественников, вспоминала: “Приезд их [Нелидовой и Борщовой] видимо был неприятен Великой княгине... Она всегда хотела быть с одною госпожою Бенкендорф. Не желая ужинать с ними, она велела подать себе что-нибудь закусить, сказав, что за ужин не сядет” 42.

Карл Федорович Крузе (Карл Фридрих) (1727-1799) согласно “Месяцеслову” числился лейб-медиком Екатерины II (наряду с Роджерсоном). Он был женат на внутчатой племяннице знаменитого в Европе медика Германа Бургаве (1668-1738). Очевидно, в первую очередь этим определялось его положение при дворе. Именно он вместе с лейб-хирургом Иваном Филипповичем Беком подписывал метрические свидетельства всех новорожденных детей Павла и Марии Федоровны (хранятся в Рукописном Архиве Павловского дворца). Доктор Вейкарт, побывавший в России в начале 1780-х годов дал ему такую характеристику: “Крузе был чистый прожектер и, несмотря на громадные подарки, большой оклад жалования и разные привилегии, умер в бедности” 43.

Интересно, что В. Марков нигде не упоминает о Сергее Ивановиче Плещееве (1752-1802), который, по словам Шумигорского, “ехал впереди, выбирая помещения и остановки...” 44 Он был [444] морским офицером (в 1781 — уже в чине капитана второго ранга). Именно он описал и опубликовал в 1783 г. подробный маршрут и карту путешествия графов Северных 45.

Здесь кстати будет напомнить о характеристике, данной членам свиты великокняжеской четы императором Иосифом II. Он писал своему брату Великому герцогу Тосканскому Леопольду, которому также предстояло принимать гостей из России, следующее: “Фрейлины Борщова и Нелидова имеют шаг перед Салтыковой и Бенкендорф, поэтому во всех более важных случаях должны проходить или быть приглашаемы ранее последних. Салтыкова женщина болезненная и очень редко выезжает; Бенкендорф же, доверенное лицо великой княгини, преимущественно сопровождает ее повсюду и к ней следует обращаться за советом во всех случаях, когда нужно сделать что-либо угодное великой княгине. Бенкендорф женщина редких достоинств и вполне заслужила внимание, которое Их Высочества ей оказывают...

Салтыков, генерал-адъютант императрицы, т.е. облечен таким званием, которое он заслужил своими военными подвигами и своею честностью. К нему следует обращаться за всеми подробностями относительно путешествия Их Высочеств и их намерений, но, как он не всегда бывает при них и следует за ними днем позже, то все подробности по путешествию и производство расходов возложены на подполковника Бенкендорфа, очень разумного молодого человека. Морской офицер Плещеев посылается обыкновенно вперед, для выбора помещений и остановок.

Князь Куракин, сопутствующий Их Высочествам по чувству личной преданности, состоит при них уже в течение многих лет..... Он человек любезный и с обращением высшего общества.

Князь Юсупов, очень образованный молодой человек, чрезвычайно хорошо воспользовался своими путешествиями. Он прекрасно говорит по-итальянски и большой знаток древностей, искусств и живописи. Поэтому следует приглашать его в удобных случаях для сопутствования Их Высочествам.

Вадковский очень милый молодой человек.

Доктор Крузе должен быть поставлен наряду со всеми кавалерами, которых я только что поименовал, так как он всегда обедает с Их Высочествами. Как врач он обладает не часто встречающимися талантами и пользуется в этом отношении заслуженным доверием Их Высочеств.

Секретарь Николаи принадлежит к числу тех драгоценных людей, которые служат своему Государю, никогда не делая этого напоказ или из желания отличиться.

Все остальные, состоящие в свите лица, не исключая и священника, хорошо выбраны и еще лучше поставлены Их Высочествами, так что чувствуют только их доброту, никогда не забывая своего положения” 46.

Не столь благосклонной оказалась характеристика брата Леопольда. После знакомства с русскими путешественниками, 5 июня 1782 он писал Иосифу П, что изо всей свиты графа Северного он считает “самым тонким кн. Куракина”, Плещеев и Николаи кажутся ему прямо неприличными, а всех остальных он назвал мелкотою (pas grand’ chose) 47.

По всей видимости, и взаимоотношения внутри свиты были далеки от идеальных. В уже цитировавшихся письмах Алексея Куракина брату есть такой пассаж: “Я совсем не удивлен отрывком из одного вашего письма, где вы мне рассказываете о роли, которую играют ваши товарищи по двору. Я никогда не сомневался в их малом знании света и в крошечности их разума, напротив, я всегда представлял себе, что они будут выглядеть очень заурядными в просвещенных обществах тех стран, которые вы посетите”. В другом письме он поздравлял брата “с экипажем, которым вы пользуетесь один. Это произошло по доброте Великого князя, которая должна еще более увеличить вашу к нему привязанность; так как нет ничего более приятного в длинном путешествии, чем быть у себя, зависеть от себя, и иметь возможность остаться наедине с собственными размышлениями, не будучи стесняемым посторонними. Я вас поздравляю еще сильнее, зная ваши мысли по этому поводу” 48.

Богдан Христофорович Рудерт (1-1) — комиссар капитанского чина, сослуживец Маркова. С 1780 г. он числился по Придворной конюшенной конторе, “у денежной казны”.

О сложностях с пересылкой посылок см. комментарий № 9.

Александр Иванович — лицо неустановленное. Возможно, это брат Василия Ивановича Маркова.

Фока Савельич — также лицо неустановленное.

38. Граф и Графиня Северные в Нидерландах // Русский архив. 1876. Т. 5. С. 49. Автор статьи — глава Бельгийской Академии наук Гашар — опубликовал ее к 100-летнему юбилею Академии в 1872 г. Издатель статьи в Русском архиве — Л. Майков — в предисловии указывает, что Гашар пользовался сообщениями в местных газетах того времени и журналом заседаний Академии наук, которую посетили во время путешествия графы Северные.

39. Камер-фурьерский журнал. 1776. С. 156.

40. Записки графа Сегюра о пребывании его в России. СПб., 1865. С. 138.

41. Архив кн. Ф. А. Куракина. СПб., 1894. Кн. 7. С. Письма Куракина из Парижа наследнику.

42. [Хотек] Выдержки из записной книжки // Русский архив. 1873. № 10. С. 1971.

43. Из записок доктора Вейкарта // Русский архив. 1886. Кн. 1. С. 256.

44. Шумигорский Е. С. Императрица Мария Федоровна. 1759-1828. М.. 1892. С. 164.

45. Плещеев С. Начертании путешествия Их Императорских Высочеств, Государя Великого князя Павла Петровича и государыни Великой княгини Марии Федоровны под именем Графа и Графини Северных... СПб., 1783.

46. Цит. по Кобеко Д. Цесаревич Павел Петрович (1754-1796). Историческое исследование. СПб., 2001. С. 151-152.

47. Восемнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый по бумагам фамильного архива почетным членом Археологического института князем Федором Алексеевичем Куракиным. М., 1904. Т. 1. С. 457 (примеч. к с. 47).

48. Там же. С. 47 (письмо от 15 января) и с. 48 (письмо от 1 февраля).