№ 37.

ПЛАН КАМПАНИИ 1810 ГОДА, ПРЕДЛОЖЕННЫЙ П. И. БАГРАТИОНОМ

(Выполнять этот план Багратиону не пришлось, так как на его место был назначен новый главнокомандующий Каменский, а Багратион отозван в Петербург)

Март 1810 года.

БУХАРЕСТ.

Дабы составить план предприемлимой кампании, надлежит положить основанием точное соображение сил, в распоряжении главнокомандующего состоящих. Из прилагаемого при сем расписания явствует, что ограничив до самого нельзя гарнизоны в крепостях и городах и внутренние надобности, потребно для того 13 баталионов пехоты и. 4 полка казачьих; на флотилию необходимо нужно 5 баталионов; для ограждения Малой Валахии от набегов турецких со стороны Виддина и Кладова и для обережения магазейнов в Крайове и Слатине назначается 5 баталионов пехоты, 5 эскадронов кавалерии, 1 полк казачий и полроты конной артиллерии. Отряд, в Сербию отправленный, составлен из 11-ти баталионов пехоты, 3-х полков казачьих, полуроты батарейной артиллерии и полуроты конной артиллерии. Для блокады крепости Журжи, для занятия Турны, Зимницы и Слободзеи, для Каларашского поста противу Силистрии и для внутренних гарнизонов необходимо нужно 20 баталионов пехоты, 15 эскадронов кавалерии, 3 полка казачьих, полторы роты батарейной артиллерии, полроты конной артиллерии, 5 рот осадной артиллерии и полроты пионер. Из числа назначенных в Малую и Большую Валахию 20-тй эскадронов кавалерии могут со времени отделены быть 5 эскадронов для подкрепления отряда в Сербии. И так, за всеми таковыми расходами [112] остается сверх отряда сербского для действия на правой стороне Дуная 83 баталиона пехоты, 95 эскадронов кавалерии, 16 полков казачьих, 6 рот батарейной артиллерии, 4 1/2 роты конной артиллерии и 2 роты пионер.

Нет никакого сомнения, что для достижения цели настоящей войны надлежит обратить главные силы на центральный сборный пункт войск турецких, то есть на Шумлю. И для того полагаю я составить главный или центральный корпус армии самым сильнейшим, дабы прямейшим и кратчайшим путем, то есть переходом близ Туртукая, итти на Шумлю и атаковать армию верховного визиря там, где оная встретится. Но естьли оставить из виду крепости, в тылу остающияся, силы неприятельские справа и слева, могущие сделать сильные диверсии и даже самый тот корпус тревожить с флангов, перехвачивать транспорты и пресечь оному коммуникацию с, левым берегом Дуная, то предположенная цель достигнута быть не может. Не малые силы турецкие находятся в Базарджыке под предводительством Пегливан-паши, а весьма значущие в Варне, которые беспрестанно подкрепляемы быть могут из Константинополя и из Азии. С правой стороны Никополь находится в центре всей Болгарии. Окружающие оный уезды преимущественно пред всеми прочими наилучше обработаны и наиболее населены как христианами, так и турками, которые весьма к войне приобыкли. Знатная сила и почти все продовольствие армии турецкой получается из уездов по сию сторону Балканов. Естьли всех тех военных .обывателей оставить спокойными и безопасными в их уездах, то побегут они на помощь других уездов атакованных, но коль скоро угрожаемы и атакуемы будут сами, то магометане поспешат спасать свои семейства и свое имение и не захотят, ни не возмогут итти на помощь других уездов верхней и нижней Болгарии. Тогда у неприятеля отнимется способ набирать там войска, а хлеб и фураж обратятся в пользу армии нашей, особливо естьли со всею строгостию соблюдены будут правила дружелюбного обхождения с христианскими обывателями и они ограждены будут от всяких обид и притеснений.

По всем таковым соображениям признаю необходимо нужным разделить вышеупомянутые остающиеся в распоряжении главнокомандующего войска на три корпуса, которые должны наступать: один со стороны Гирсова, другой от Туртукая, а третий от Никополя. Сей последний должен состоять из 18-ти баталионов пехоты, 15-ти эскадронов кавалерии, 3-х полков казачьих, 1-й роты батарейной артиллерии, полуроты конной, полуроты пионер и полуроты понтонной. Он [113] переправится чрез Дунай в трех часах выше того города, где турки всегда опасались перехода, поелику река там гораздо уже, нежели в прочих местах. Для учреждения переправы имеется построенных по предписанию моему 15 способных к тому судов, а к устроению моста велено собрать около 30-ти судов на Олте и Жии и строятся уже 80 новых понтонов наподобие тех, из коих составлен мост Гирсовский. Корпус сей по переходе должен стараться тотчас, овладеть Никополем. Положение его не позволяет долговременного сопротивления, при том же не может он получить помощи ниоткуда, кроме из Систова, который зависит от Бошняк-Аги, непримиримого врага аяна Никопольского, так что ни Бошняк-Ага не захочет послать ему помощи, ни он принять ее. Взятие сего города заставит и Турну сдаться. По занятии Никополя один отряд сего корпуса, из 6-ти баталионов пехоты, 5-ти эскадронов кавалерии и одного казачьего полка состоящий, пойдет на Плевну, Ловчу, Рахову, Братцу и Берковцу. Надеяться должно, что местечки сии сдадутся без дальнего сопротивления, ибо они имеют либо весьма мало артиллерии, либо вовсе никакой и рвы их не суть ни широки, ни глубоки.

От Берковцы до Виддина, или до того места, где возьмет позицию генерал-майор Исаев на реке Тимоке, не более 16-ти часов или 80-ти верст; а как ему предписано делать поиски вперед по большой Константинопольской дороге, то сим способом и может учредиться связь и сношение между теми двумя отрядами. Остальная часть сего корпуса, состоя из 12-ти баталионов пехоты, 10-ти эскадронов кавалерии и 2-х полков казачьих с батарейною артиллериею, пойдет от Никополя к Систову. Рвы сего города более уважительны, в оном находится также некоторое число артиллерийских орудий, к обороне же своей может он собрать до 2 тыс. человек; но домы в оном чрезвычайно стеснены, так что они действием артиллерии вскоре разорены и обыватели к сдаче принуждены быть могут. Турки в Зимнице поспешат очистить укрепление сие, коль скоро увидят, что Систов атакован. От Систова отряд сей пойдет к Тирнову, который по причине чрезвычайного стеснения домов также действию артиллерии противустоятъ не может. По занятии же Тирнова отряд сей должен обратиться к Рущуку и маскировать (Изолировать) сию крепость.

Корпус, который двинется со стороны Туртукая, должен состоять из 40 баталионов пехоты, 55-ти эскадронов [114] кавалерии, 8-ми полков казачьих, 4-х рот батарейной артиллерии, 3-х рот конной артиллерии и полутора роты пионеров. Дабы предпринять переход чрез Дунай, я сделал уже все нужные распоряжения, чтобы перевезти туда мост Галацкий, и операция сия в непродолжительном времени произведена будет в действо. Корпус сей должен тотчас взять Туртукай, дабы иметь твердую ногу на правой стороне Дуная, а потом пойдет к Разграду, занятием коего пресечена будет коммуникация между Шумлею в Рущуком, и сей последний город не в состоянии будет получить какую-либо помощь из Шумли или из-за Балканских гор.

Правда, что естьли бы не посылать корпуса на Никополь, то бы корпус, переходящий при Туртукае, мог быть 15-ю баталионами пехоты, 10-ю эскадронами кавалерии и одним полком казачьим сильнее, но, с одной стороны, потерялись бы из виду все весьма значущие выгоды, приобретаемые, как выше описано, действием корпуса Никопольского, а с другой, корпус Туртукайский во всех обстоятельствах долженствовал бы отделить от себя вправо не менее 10-ти баталионов пехоты и 10-ти эскадронов кавалерии с одним полком казачьим для маскирования Рущука, что уже возлагается на корпус Никопольский. А потому отделением сего последнего убавляется весьма мало сил от главного армии корпуса в сравнении тех выгод, которых от такого отделения по всей справедливости ожидать можно.

По взятии Разграда, главный армии корпус останется там дотоле, доколе корпус Никопольский успеет прийти маскировать Рущук и учредить коммуникацию с Разградом. Тогда только можно итти на Шумлю, ибо, отправясь ранее, корпус сей подвергается опасности быть атакованным в тылу гарнизоном Рущукским.

Далее от Шумли операций сего корпуса зависят от обстоятельств и от движений неприятельских.

Корпус, который двинется из Гирсова, состоять будет из 25-ти баталионов пехоты, 25-ти эскадронов кавалерии, 5-ти полков казачьих, одной роты батарейной артиллерии, одной роты конной артиллерии и полуроты пионеров. Он разделится на два отряда. Один из 10-ти баталионов пехоты, 10-ти эскадронов кавалерии, двух полков казачьих и полуроты конной артиллерии будет маскировать Силистрию и употребит все способы к учреждению связи с, главным армии корпусом, коль скоро займет оный Разград, ибо до того времени другой коммуникации с левым флангом не будет, как только чрез левый берег Дуная. Другой отряд, составленный из остальной части войск сего корпуса, пойдет к стороне Варны [115] и Базарджыка, Дабы наблюдать оба сии мёста, содержать войска оных в почтении и возбранять им делать какие-либо движения; наступательно же действовать ему только тогда, когда обстоятельства представят верные и несомнительные выгоды.

Весьма легко статься может и даже вероятно, что турки, по получении известия о переходе нашем, стараться будут сосредоточить силы свои в Базарджыке или Шумле. Естьли войска из Базарджыка захотят итти в Шумлю, то они должны быть атакованы в пути отрядом Гирсовским; естьли же, напротив того, верховный визирь из Шумли захочет соединиться с войсками в Базарджыке, то тогда должно будет его атаковать с двух сторон, то есть, с одной — главным армии корпусом, а с другой — отрядом Гирсовским.

Коль скоро корпус Гирсовский двинется вперед и один отряд пойдет к Силистрии, то флотилия, назначенная к действию на Дунае, за исключением той части, которая должна оборонять гирлы Дунайские, имеет подняться вверх по реке. Один отряд останется против Силистрии для блокады ее, а остальная часть должна пройти мимо крепости, во чтобы ни стало, дабы охранять мост туртукайский и нашу коммуникацию, а при том, буде возможность откроется, пресечь сношения между Журжею и Рущуком.

Когда войска предпримут переправу чрез Дунай, то в то же время корпус, в Большой Валахии остающийся, должен стараться овладеть Слободзеею и потом сколь можно теснее блокировать крепость, на каковый конец и нужна осадная артиллерия. Таким образом совершенно ограждена будет Большая Валахия от всякого неприятельского вторжения и надеяться можно, что при исполнении вышеописанного плана, при угрозах, делаемых самому Рущуку, и при искусной блокаде Журжи крепость сия сдастся.

Единовременное нападение на неприятеля с центра и с обоих флангов должно непременно распространить тревогу, неустройство, страх и беспорядок между турками; они не в состоянии будут преподавать друг другу руку помощи и таким образом можно надеяться одержать над ними большие выгоды.

Хотя все сии предположения и преподают надежду в счастливых успехах, однако же обязанность главнокомандующего требует также обратить внимание на те преграды, которые неприятель ему поставить может в исполнении его плана. В таковом соображении нахожу я, что турки имеют самую большую удобность войти в озеро Разельм и там или же в другом береговом месте, как то в Караормане или [116] Каргалыке, высадить войска и, таким образом турнировав левый фланг армии, произвесть столь сильную диверсию, что армия должна будет ретироваться. Для предупреждения сего и для обеспечения совершенно открытого левого фланга армии, следовательно для удостоверения кампании, которая должна быть решительна, признаю я необходимо нужным, чтобы черноморский флот наш выступил в море, занял двумя фрегатами и несколькими мелкими судами озеро Разельм и крейсеровал бы близ черноморских берегов турецких, воспретя строжайше проход всем вообще турецким судам из Константинополя в Варну и другие пристани.

Таким только образом может неприятель лишен быть способа усилить войска свои против левого нашего фланга и доставлять туда продовольствие. Когда же операции будут счастливы и отряд Гирсовский успеет и в состоянии будет, заняв Базарджык, после овладения главным армии корпусом Шумлею, беспрепятственно подступить к Варне, то тогда бомбардирование сей крепости со стороны моря также необходимо потребно.

Генерал от инфантерии князь Багратион.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 2941, л. 115-121.