№ 18

РАПОРТ П. И. БАГРАТИОНА АЛЕКСАНДРУ I О ВЗЯТИИ ТУРЕЦКОЙ КРЕПОСТИ ГИРСОВО

№ 921

22 августа [3 сентября] 1809 года

Лагерь при селении ДОЯНЕ.

Во всеподданнейшем рапорте моем от 19-го числа текущего месяца (См. документ № 17) имел я счастие донесть вашему императорскому величеству, что я поручил командующему главным армии авангардом войска Донского войсковому атаману генерал-лейтенанту Платову обложить крепость Гирсово и стараться, буде можно, овладеть оною, однако же без штурма, и что крепость сия с обеих сторон по его донесению окружена легким войском.

Впоследствии времени генерал-лейтенант Платов, хотя и имел при себе единственно легкие орудия полковые и донской конной артиллерии, предпринял осаду крепости и стал производить по оной канонаду. Уже с 19-го числа настоящего месяца начали турки вступать в переговоры, но требовали непременно свободного выступления куда пожелают во владения Порты Оттоманской. Я однако же безпрекословно настаивал, дабы гарнизон сдался военнопленным на дискрецию. Поелику же турки на сие условие согласиться не хотели, то генерал-лейтенант Платов и начал паки производить канонаду со всех четырех устроенных им батарей. Последствием того было, что сего августа 22-го дня крепость Гирсово сдалась победоносному оружию вашего императорского величества пополудни в 5-м часу на тех же самых условиях, как крепость Матчин. Рапорт генерал-лейтенанта Платова о сем радостном происшествии, собственною его рукою писанный, при сем в подлиннике имею счастие всеподданнейше представить на высокомонаршее благоусмотрение вашего императорского величества.

Крепость Гирсово не только сама по себе чрезвычайно важна, как то прежние примеры прошедших кампаний достаточно доказывают, но в настоящем положении дел овладение оною отнимает все важные препоны к дальнейшему шествию армии вперед. Сверх того, помощию сего приобретения армия Задунайская будет находиться в точной в неразрывной связи с корпусами войск, в Валахии расположенными, и все вместе приобретут чрез то вящую силу и вящую удобность действовать в связи и соединении к той важной цели, которая от вашего императорского величества предначертана и которая должна доставить России славный и полезный мир. Дабы [67] достигнуть бы до такого моего предположения к установлений связи с корпусами в Валахии и дабы утвердить сколь можно более связь сию и соделать ее непоколебимою, требовал я, еще прежде получения известия о взятии Гирсова, от княжества Валахии, чтобы оное доставило к Гирсову с самою крайнею поспешностию потребное число судов для сооружения моста. О доставлении нужных к тому якорей и канатов отнесся я уже 21-го числа сего месяца к командующему ныне Черноморским департаментом вице-адмиралу Языкову. До получения же оных учрежу переправу на паромах.

Соображая все вышеописанные обстоятельства о важности нынешнего завоевания Гирсова, я должен приписать оное особенному милосердию бога всемогущего и щастию вашего императорского величества.

Коль скоро получу обстоятельный рапорт генерал-лейтенанта Платова об осаде и взятии Гирсова, то непремину повергнуть оный к освященным стопам вашего императорского величества.

Уже из всеподданнейших донесений покойного предместника моего генерал-фельдмаршала князя Прозоровского вашему императорскому величеству известно коликократно генерал-лейтенант Платов отличился в нынешнюю уже кампанию усердием к службе вашего величества искусством, в его предприятиях и трудами и попечительностию в исполнении всех возлагаемых на него поручений; нынешний же его подвиг, при весьма ограниченных для такового дела способах столь успешно произведенный, заслуживает всемилостивейшего внимания вашего императорского величества к сему достойному воину. А по тому звание, высокомонаршею милостию и доверенностию на меня возложенное, соделывает мне непременною обязанностию, засвидетельствовав об оном пред августейшим престолом вашего императорского величества, всеподданнейше просить о награждении его следующим чином, в полной мере им заслуживаемым. Таковая отличная к нему высокомонаршая милость будет служить и вящим для него поощрением соделаться оные достойным.

Генерал-лейтенант Платов особым партикулярным письмом, равным образом здесь в подлиннике подносимым, просит меня об отправлении к вашему императорскому величеству курьером с настоящим известием двора вашего величества камер-юнкера Байкова, которого он отлично одобряет. Для чего и исполнил я сие его желание.

Согласно с предположением моим, изображенным во всеподданнейшем донесении моем от 19-го августа под № 897-м, двинулся я сего августа 21-го дня из лагеря при устье Матчинского гирла к Гирсову, дабы в случае надобности [68] подкрепить генерал-лейтенанта Платова при осаде сей крепости, и прибыл сего числа в лагерь при селении Дояне, где и получил известие о занятии уже Гирсова. На марше моем получил я достоверные известия, что Пегливан-Ага, помирясь с прежними его соперниками, выступил из Кузгуна с войском своим и прибыл к Троянскому валу и что сераскир Гозрев-Мегмет-паша находится также уже с войсками его в Рагове, неподалеку от Троянского вала, по дороге к Силистрии. А потому намерен я по прибытии в Гирсово тотчас отправить генерал-лейтенанта Платова с главным армии авангардом, подкрепи его корпусом генерал-лейтенанта Маркова 1-го, для нападения на неприятеля и для разбития его.

Генерал от инфантерии князь Багратион.

ЦГВИА, ф. ВУА, д. 2927, л. 26-28, 31.