Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

“MAGNA CHARTA”

(булла римского папы Павла III)

Генерал Общества по избрании своем получает полную власть над Обществом и над всеми членами его, где бы они не пребывали и в каком бы сане и должности ни состояли. Власть его должна простираться до того, что он может, если найдет нужным для славы Божьей, отзывать и давать иное назначение даже тем членам, которые отправлены с поручением от самого папы.

Без согласия генерального капитула генерал не может принимать никаких высших духовных должностей, и члены не имеют на это право без разрешения генерала; член, уличенный в намерении достичь такого звания какими бы то ни было открытыми или тайными средствами, делается недостойным Общества Иисуса, и не может уже никогда получить какого-нибудь важного поручения, должности или дела.

Для порядка и поддержания дисциплины не допускается никакой апелляции на орденские правила ни к каким судьям и властям. Равным образом никто не может разрешить члена ордена от его орденских обязанностей.

Ни генерал и никто из высших лиц ордена не обязаны уступать членов его в распоряжение других церковных сановников, кто бы они ни были, патриархи, архиепископы или епископы, несмотря ни на какие приказы их. Члены, уступленные орденом в распоряжение других духовных властей, все-таки остаются под властью своего начальства и могут быть в любую минуту отозваны генералом. [532]

Генерал или уполномоченные его должны иметь власть разрешать всех членов Общества, а также всех, изъявивших желание вступить в него или служить ему в мире, от всех грехов, совершенных до и после вступления в орден, от всех духовных и светских наказаний, даже от церковного отлучения, кроме тех немногих случаев, какие указаны в булле папы Сикста IV, как исключительная принадлежность римского престола, но разрешение теряет силу, если получивший его мирянин не вступит немедленно в Общество.

Ни один член ордена не должен никому исповедоваться, кроме генерала и уполномоченных им на это лиц; особенно же ни под каким видом не исповедоваться священникам и монахам других орденов. Равным образом никто, вступивший однажды в орден, какую бы степень он ни занимал в нем, ни професс, ни коадьютор, ни простой ученик, не может без позволения генерала покидать орден или переходить в другой, кроме картезианского (за всю историю существования ордена иезуиты не переходили в картезианский орден, известный необычайной строгостью и обетом вечного молчания.)

Нарушившего это запрещение генерал может лично или через уполномоченных преследовать, как отступника, схватить и посадить в тюрьму, и светские власти обязаны ему содействовать в этом.

Все члены ордена, а также его имущества, доходы и владения не подлежат ведению, надзору и суду епископов и архиепископов и находятся под особым покровительством папского престола.

Члены ордена, получившие священнический сан, могут всюду, где находятся, иметь собственные часовни и молельни и вообще воздвигать алтари в каком-нибудь приличном месте; даже во время папского интердикта они могут читать мессу и причащать при закрытых дверях и по удалении всех отлученных и еретиков. Во всех городах и странах, подвергнутых интердикту, отлучение не [533] распространяется на мальчиков и слуг, находящихся у иезуитов, их прокураторов и помощников из мирян.

Ни епископы, ни вообще прелаты не могут отлучать от церкви иезуитов и даже мирян за преданность Обществу, а если бы они сделали это, то отлучение их должно считаться недействительным.

Все, исповедующие христианскую веру, могут свободно посещать обедни, отправляемые иезуитами, их проповеди и исповедальни, и приходские священники не должны препятствовать этому.

Каждый епископ или архиепископ обязан без всяких препятствий и замедлений посвящать в священники членов ордена иезуитов, имеющих право на это звание.

Члены Общества Иисуса имеют право с разрешения генерала наблюдать во всех странах и городах за отлученными и схизматиками, еретиками и неверующими и могут даже быть с ними в сношениях. Они не обязаны принимать на себя визитации монастырей, инквизиционные и другие дела, и по требованию их должно освобождать их от обязанности надзирать за монахинями и руководить их совестью. Они не обязаны платить десятины, даже папские, и вообще какие бы то ни было пошлины и налоги с имуществ и владений, принадлежащих их коллегиям, как бы они ни назывались.

Если государи, графы и т.д. подарят, выстроят или оставят иезуитам по завещанию дома, церкви и коллегии, то по принятии орденом этих подарков его должны считать полноправным хозяином их, и для утверждения его во владении не нужно особой папской грамоты.

Епархиальные епископы должны безотлагательно освящать все иезуитские церкви и кладбища; в случае, если бы епископ промедлил более четырех месяцев, можно пригласить для этой цели любого другого прелата. Вместе с тем всем архиепископам, епископам, прелатам и ординариатам, как и вообще всем духовным и светским властям строжайше запрещается препятствовать иезуитам строить себе здания, заводить кладбища и владеть ими. [534]

Генерал, провинциалы и викарии их имеют право принимать в орден, посвящать в священники и употреблять на все дела ордена всех и каждого, не исключая незаконнорожденных и преступников, кроме убийц, двоеженцев и калек.

Кто раз в году в назначенный день посетит указанную генералом церковь или другое священное место, принадлежащее ордену, тот получает прощение всех грехов, как во время римского юбилея; но кто посетит это место не в назначенный, а в иной день, тот получает разрешение на семь лет и на семь сороков, т.е. семью сорок дней покаяния.

Генерал имеет право посылать признанными им на то способными членов Общества в любой университет на кафедры богословия и иных наук, не спрашивая ни у кого разрешения и согласия на это.

Иезуиты, служащие миссионерами в неверных странах, имеют право отпускать и те грехи, которые буллою “In Coena Domini” предоставлено прощать только папе; кроме того, они могут отправлять там все епископские обязанности, пока папа не пришлет настоящего епископа.

Генерал уполномочен принимать в орден сколько ему угодно коадъюторов. Он имеет также право позволять приносить четвертый обет, т. е. поступать в профессы и не в Риме.

Всем духовным и светским властям, как бы они не назывались, строжайше запрещается препятствовать Обществу Иисуса, пользоваться своими привилегиями и вольностями, под страхом отлучения от церкви, а в случае нужды, и светского наказания.

Декабрь 1549 года

(печатается по изданию: Губер Ж. Иезуиты. СПб., 1876.)

(пер. С. Лихаревой)
Текст воспроизведен по изданию: Орден иезуитов: правда и вымысел. М. АСТ. 2007

© текст - Лихарева С. 2007
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© скан - Марченко И. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АСТ. 2007