Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДЖИРОЛАМО САВОНАРОЛА

ТРАКТАТ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФЛОРЕНЦИЕЙ

TRATTATO CIRCA EL REGGIMENTO E GOVERNO DELLA CITTA DI FIRENZE

Зимой 1498 г., когда при покровительстве благожелательно настроенной Синьории был отпечатан трактат Савонаролы, посвященный анализу политического строя Флоренции, до ареста и казни проповедника оставалось всего несколько месяцев; влияние монаха в городе клонилось к закату. Приступая к написанию трактата в начале 1498 г., Савонарола готовился преподнести свою предшествующую проповедническую деятельность как связанную с восстановлением и укреплением пополанского правления в городе, подчеркнуть свою прореспубликанскую позицию и обосновать преимущества нового государственного устройства, введенного в ходе поддержанной им реформы в декабре 1494 г.

Вопреки мнению, берущему начало от благочестивых биографов монаха и воспринятому впоследствии историками XIX в., Савонарола не был с первых лет жизни убежденным поборником политического равноправия и борцом за социальную справедливость 1. Выступления феррарского проповедника, появившегося во Флоренции впервые в 1482 г. и вернувшегося туда семью годами позже по приглашению Лоренцо Медичи, не отличались вниманием к форме политического устройства и распределения власти в чужом ему городе. Проблемы социального неравенства, морального облика правителя и т.п. в сохранившихся от того периода проповедях затрагивались им в весьма общем виде 2; в них не звучало ни надежды на скорые конституционные преобразования, ни призывов расширить доступ к управлению государством, ставшему прерогативой Лоренцо и узкого круга его сторонников. Не было в них и конкретной программы, которая могла бы сплотить вокруг оратора оппозиционно настроенную массу пополанства и часть олигархии, - т.е. слои, с 1480 г. окончательно отстраненные Медичи от распределения и исполнения должностей, а также от утверждения законов. Своей популярностью, выросшей к началу 90-х годов, Савонарола, лояльно относившийся к Медичи, был обязан скорее собственным предсказаниям о потрясениях, ожидающих Италию, о грядущих переменах, предваряющих обновление христианства, - одним словом, тому, что пафос его проповедей оказался созвучным тем эсхатологическим настроениям, которые охватывали на исходе столетия самую пеструю аудиторию, от гуманистического кружка Лоренцо до ремесленников и маргиналов.

В дальнейшем сам ход событий поставил доминиканца в самый центр политических катаклизмов; его предсказания о нашествии грозного завоевателя и о последующем обновлении (сам проповедник склонен был понимать это обновление в религиозно-нравственном ключе, горожане же - в социально-политическом) совпали с завоевательным походом французского короля Карла VIII и [269] изгнанием Пьеро Медичи из города, совершенным по инициативе и в интересах олигархии. Савонарола с этого момента и в собственном сознании, и в глазах горожан уже нес моральную ответственность за дальнейшую судьбу города, как человек, осуществляющий посредничество между Всевышним и богоизбранным народом. Однако только спустя месяц после изгнания Пьеро 9 ноября 1494 г. в проповедях монаха появились конкретные рекомендации относительно государственного устройства Флоренции 3; с этого времени он начал уделять все больше внимания перемене правления, которую воспринял позитивно и расценивал как шаг для дальнейшего нравственного реформирования города.

Постепенно идеи обновления церкви и осуществления духовной реформы обнаруживают для него связь с проблемами мирского, земного благополучия Флоренции: по его утверждению, только будучи сплоченной, богатой, сильной и независимой, она сможет в дальнейшем распространить реформу нравов на всю Италию 4. На деле же, после изгнания Пьеро город на Арно стоял на пороге разорения и гражданской войны, так как благами переворота смогли воспользоваться только представители олигархии, что вызывало недовольство горожан. Между тем именно в пополанских кругах наиболее ощутимо к концу 1494 г. вырастает репутация Савонаролы; средние слои становятся к этому времени настолько политизированными, что доминиканец понимает: в стремлении привести их к нравственному совершенству он не может игнорировать и эти их насущные проблемы. В проповеди 14 декабря 1494 г. он впервые излагает программу установления нового строя во Флоренции, повторяя идеи, носившиеся в воздухе: расширение круга лиц, имеющих право избирать на должности и занимать их 5.

В тексте закона Reforma totius civitatis, принятого 23 декабря, явно прослеживается влияние Савонаролы и присутствуют ссылки на его авторитет 6. По реформе 23 декабря 1494 г. в городе вводилось правление Большого Совета, право на членство в котором имели свыше трех тысяч горожан - цифра, немыслимая по сравнению даже с домедичейскими коммунальными органами - с прерогативой избирать магистратов и принимать законы, и Совет Восьмидесяти, созданный как уступка олигархии и обладающий приоритетом в вотировании законов и ведении дипломатических дел.

Последующие несколько лет, пока происходит адаптация новой системы к реальным условиям, доминиканец в проповедях дает многочисленные рекомендации по тому, как отладить функционирование Большого Совета. Откликаясь на злободневную ситуацию, он поддерживает, а порой и подталкивает все законодательные шаги, призванные обеспечить главенство нового органа. Выступления в поддержку "широкого правления" свидетельствуют о том, что Савонарола в определенной мере воспринял дух флорентийской республиканско-патриотической идеологии, а также, на первый взгляд, говорят о его внепартийной [270] позиции, о стремлении установить во Флоренции максимально бесконфликтный, компромиссный государственный порядок, основанный на верховенстве Большого Совета, призванного поглощать все политические течения, нейтрализуя их. Однако специфика религиозных воззрений проповедника, в понимании которого республиканский строй должен был способствовать воспитанию высоконравственных граждан, неизбежно выводила его выступления за рамки апологии нового правления самого по себе. В связи с этим уже к 1496 г. становится очевидным, что принимать и отстаивать его позиции во всей целостности согласны далеко не все прореспубликански настроенные граждане. Многие из флорентийцев, поддержавшие Савонаролу в конце 1494 г., начинают оспаривать его дальнейшее вмешательство в политику, его особое право диктовать те или иные законодательные меры, его стремление возложить на государственные органы обязанности регулировать сферу общественной и частной морали, его призывы наказывать недовольных как государственных преступников.

Доминиканец, пытающийся проводить свою программу через политически активных преданных ему "плакс", утрачивает свое положение политического теоретика, непричастного к партийным баталиям, и становится в глазах более светски настроенных флорентийцев главой партии, теперь уже угрожающей стабильности нового устройства 7. Собственно, этой все нарастающей к началу 1498 г. поляризацией позиций относительно проповедника и обусловлена потребность Савонаролы написать апологию учрежденного при его участии строя, а также обосновать собственное место в нем.

* * *

В основе политической концепции Савонаролы 8 лежит переработанная Фомой Аквинским теория государства Аристотеля. Еще около 1480 г. доминиканец посвящает проблемам политики книгу "De politia et regno" 9 ("О государственном устройстве и монархии"), составленную наряду с другими книгами по моральной философии на схоластический манер для обучения послушников. [271] в этом раннем латинском сочинении, и в проповедях 10, и в "Трактате об управлении" он строит свои рассуждения, отталкиваясь от утверждений о социальной природе человека и о возникновении государства и законов из потребности регулировать совместное проживание людей. Вслед за Фомой Савонарола также выделяет три типа правления - царский, аристократический и гражданский). Любопытно, что во всех сочинениях и проповедях монах указывает на монархию как на абсолютный идеал, однако за этим следует тезис, также воспринятый от Фомы, о том, что не всем народам в силу психологических, физиологических и интеллектуальных особенностей подходит то, что в теории является идеальным. В дальнейшем, говоря о том, что для флорентийцев пагубны как монархия, так и аристократическое правление, Савонарола уже не пересказывает Фому, а исходит из исторического опыта, из политических традиций города на Арно. Будучи знаком с "Историей Флоренции" Леонардо Бруни, проповедник повторяет столь дорогую для флорентийцев мысль о том, что город был основан при Римской республике и народ на протяжении веков впитал в себя свободолюбивый дух. К доводам здравого смысла Савонарола добавляет и утверждение о сакральном происхождении настоящего государственного строя, об учреждении Большого Совета как следствии непосредственного божественного вмешательства. В "Трактате об управлении", в отличие от раннего схоластического сочинения, именно республика, а не монархия указывается в качестве гарантии от установления тирании. Тирания, которой посвящена вторая часть трактата, рассматривается Савонаролой как наибольшее зло - и не только в политическом отношении, как ущемление прав граждан, но и, что более важно для автора, в нравственном. По его убеждению, тирания для Флоренции неприемлема, потому что этому городу уготована высокая миссия в деле христианского обновления, а власть тирана влечет за собой упадок религии в государстве. Призывая флорентийцев терпеть несовершенство и изъяны любого другого правления, лишь бы не оказаться под властью тирана, Савонарола преподносит гражданское правление (governo civile) не столько как идеальный строй, сколько как единственное средство, спасающее город от гражданской розни и возвышения тирана. Главный путь к возвышению одного из граждан он усматривает в механизме распределения должностей коммуны, контролируемом кем-то единолично. Поэтому следует, по его мысли, весь народ, облечь полномочиями утверждать кандидатов на должности не впадая при этом в чрезмерный эгалитаризм; оптимальной формой является Большой Совет. Его господствующее положение в предыдущие годы зачастую подвергалось риску из-за отсутствия кворума. Говоря о мерах по обеспечению посещаемости, доминиканец обобщает то, что рекомендовал ранее в проповедях 1495-1497 гг., - речь идет не столько о системе как таковой, сколько о том, как воспитать чувство долга в гражданах. Еще одно явление, заключающее в себе опасность возникновения тирании, указывается в трактате - наличие в Совете группировок, заключающих тайные соглашения относительно принятия законов и выдвижения кандидатов на должности (следует отметить, что Савонарола умалчивает о том, что "плаксы" сами образовывали такую группировку). В духе предыдущих проповедей монах рекомендует сурово наказывать уличенных в этом, подчеркивая. [272]

Что исключать из Совета следует на основе моральных критериев. Заключительные страницы трактата раскрывают то, как проповедник понимал суть народного правления - основным для него являются рекомендации по нравственному совершенствованию граждан; требуя учреждения строгой системы правосудия по отношению к "дурным людям", он, как и в предшествующие годы, понимает под ними не сторонников иных политических взглядов, а нравственно испорченных горожан. Обещая небесные блаженства сторонникам "широкого правления", Савонарола завершает апологию нового флорентийского государства в мистическом ключе.

* * *

"Трактат об управлении Флоренцией" - сочинение, в котором политическое кредо Савонаролы изложено в наиболее зрелой и систематизированной форме, с одной стороны, не представляет нам его как оригинального политического мыслителя. Действительно, здесь имеет место синтез аристотелевско-томистской теоретической базы с республиканской патриотической идеологией гражданского гуманизма и осмыслением политической практики Флоренции. Тем не менее мы имеем дело с достаточно самобытным произведением - главным образом, потому что своеобразие политической концепции Савонаролы заключается в его мистическом понимании будущего обновленной Флоренции, где установление совершенной формы правления переплетается с духовным возрождением города и подчинено именно этой цели.

* * *

Перевод трактата сделан по Национальному изданию сочинений Савонаролы (Trattato circa el reggimento e governo della citta di Firenze // Savonarola G. Prediche sopra Aggeo // A cura di L. Firpo. Roma, 1965. P. 435-487).


Комментарии

1. Концепция, характерная для таких работ, как: Villari P. La storia di Girolamo Savonarola e de suoi tempi. Firenze, 1910; Ferrara M. Introduzione // Savonarola G. Prediche e scritti. Milano, 1930; Ridolfi R. Savonarole. P., 1957, и целого ряда популярных сочинений.

2. См.: Diversi appunti е sommarii assai incompiuti di lezioni e sermoni inediti del Savonarola // Villari P. Op. cit. Vol. 1. App. P. XXI -XXXIV; Prediche del reverendo padre fra Girolamo Savonarola da Ferrara sopra il salmo О Quam Bonus Israel Deus. Venetia, 1544.

3. См.: Savonarola G. Prediche sopra Aggeo / A cura di L.Firpo. Roma, 1965.

4. "Ты будешь сильна в духовном и в мирском отношении" (Ibid. Р. 167); "Я возвещаю городу благую весть: Флоренция станет самой славной, самой богатой, самой могущественной, такой, какой никогда не была" (Ibid. Р. 166).

5. Ibid. Р. 211-212.

6. "...после взвешенного изучения и обсуждения со стороны многих мудрых и благоразумных горожан, а также тех, кого во всем народе принимают и почитают за добрых и исполненных благодати божьей", - гласит преамбула закона. (Leggi costituzionali della Repubblica fiorentina dal 1494 al 1512 / A cura di G. Cadoni // Storia e politica, 1980 e sgg. II. P. 162).

7. См.: Pampaloni G. Il movimento piagnone secondo la lista del 1497 // Studies on Machiavelli. Firenze, 1972. P. 338 -346.

8. Специфика политической теории Савонаролы впервые проанализирована, с привлечением "Трактата об управлении", Д. Вайнштейном [Weinstein D. Savonarola е Firenze. Profezia е patriotismo nel Rinascimento. Bologna, 1976. P. 317-345). Этой же теме посвящена работа К. Леонарди (Leonardi С. Savonarola е la politica nelle Prediche sopra l'Esodo e nel Trattalo circa el reggimento e governo della citta di Firenze // Savonarola e la politica. AA.VV. Firenze, 1998. P. 75-92) и статья Дж. К. Гарфаньини (Garfagnini G. C. Savonarola e la morte del tiranno // Savonarola. Democrazia, tirannide, profezia. Firenze, 1999. P. 91-114). В отечественной историографии политической деятельности проповедника посвящена монография А. Н. Осокина (Савонарола и Флоренция. Казань, 1863), где не уделено специальное внимание анализу "Трактата об управлении". Этот источник подробно был рассмотрен в работе И. А. Красновой (Политическое устройство Флоренции в представлении Джироламо Савонаролы // Средние века. 1994. Вып. 57. С. 137-157). Необычная трактовка политических взглядов монаха предложена в статье В. П. Гайдука (Начала парламентаризма в Италии: "Трактат о государственном устройстве Флоренции" Джироламо Савонаролы // Из истории европейского парламентаризма. М., 1997. С. 8 -32), где идеи трактата преподносятся как начало новой эпохи в политике, связанной с защитой гражданских свобод и культурой политической толлерантности.

9. De politia et regno // Savonarola H. Compendium totius philosophiae, tarn naturalis, atque moralis. Venetiis. 1542. P.576-597.

10. Свои представления о государстве Савонарола излагал в проповедях неоднократно, например 14.12.94 (Prediche sopra Aggeo); 6.01.95 (Savonarola G. Pred.che sopra i Salmi. Roma, 1969. Vol. 1); 18.02.96, 24.02.96, 25.02.96 (Savonarola G. Prediche sopra Amos e Zaccaria. Roma, 1971. Vol. 1), и т.д.

Текст воспроизведен по изданию: Джироламо Савонарола. Трактат об управлении Флоренцией // Средние века, Вып. 63. 2002

© текст - Рахновская У. С. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Сычкин Н. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Средние века. 2002