Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

Марсилио Фичино

Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) родился в семье врача в тосканском местечке Фильине. Образование получил в университете Флоренции, изучал литературу, медицину, философию. Одним из его учителей был известный медик и философ Никколо Тиньози, автор комментариев к этико-политическим сочинениям Аристотеля. Ранние работы Фичино 50-х годов свидетельствуют о его увлечении перипатетической традицией, а также философией Эпикура (впоследствии, правда, он уничтожил свои сочинения, написанные под влиянием поэмы Лукреция «О природе вещей»). Овладев в совершенстве греческим языком, которым он занимался под руководством известного гуманиста Платины, Фичино перевел на латинский сочинения легендарного Гермеса Трисмегиста и обратился к диалогам Платона. [344]К этим занятиям Фичино склонял его покровитель – Козимо Медичи, подаривший ему в 1462 г, виллу в Кареджи (близ Флоренции) и предоставивший греческие рукописи. К 1468 г. Фичино закончил перевод всех диалогов Платона. В последующие годы он пишет ряд философско-теологических сочинений, в которых строит свою концепцию на базе платонизма. Это – «Комментарий на «Пир» Платона» (1469 г.), «Платоновская теология о бессмертии душ» (Theologia platonica de immortalitate animorum, 1469–1474 гг.), «О христианской религии» (De Christiana religione, 1474 г.), «О жизни» (De vita, 1489 г.), «О солнце и свете» (De sole et de lumine, 1492 г.) и другие. Особое место в его творческом наследии занимают «Письма», изданные им в 1495 г. и представляющие собой небольшие трактаты, научные и литературные заметки.

Уже в 60-е годы Фичино становится главой Платоновской академии во Флоренции, на заседаниях которой собирались люди самых разных занятий, объединенные интересом к философии Платона и неоплатоников. Фичино направлял деятельность академии на протяжении более чем тридцати лет, огромную роль в этом играла его переписка. Среди друзей Фичино – участников Платоновской академии – были многие видные гуманисты: Кристофоро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Аиджело Полициано, Джованни Нези и сам правитель Флоренции Лоренцо Медичи. Политические взгляды Фичино, как и его отношение к церкви, были достаточно гибкими: он дружил не только с Медичи, но и с представителями антимедичейской оппозиции, а полученный им церковный сан (в 1473 г. он стал священником, в 1487 г. – каноником Флорентийского собора) нисколько не стеснял его гуманистических занятий. Фичино много работал над переводами и комментированием сочинений неоплатоников – Плотина, Прокла, Ямвлиха, Порфирия и других, серьезно интересовался вопросами медицины и астрологии. Сочинения Фичино и его переводы получили чрезвычайно широкое распространение уже в XV веке, большинство из них было напечатано в 80– 90-е гг., а слава Фичино-гуманиста вышла за пределы Италии. Его идеи оказали заметное влияние на развитие гуманистической мысли в Германии, Англии, Франции, Испании.

В философской системе Фичино центральное место занимают проблемы онтологии, космологии и гносеологии, в тесной связи с которыми оказывается и его этико-эстетическая концепция. Фичино во многом отходит от богословской схемы мироздания: он подчеркивает слитность, единство космоса, находящегося в постоянном движении и прекрасного в своей упорядоченности. Воплощением динамизма космоса является, в его представлении, душа – срединная природа в пятиступенчатой иерархии мира (Фичино воспринял ее от неоплатоников). Душа – источник движения и жизни космоса. Космосу у Фичино свойственно и некое «круговое» духовное движение, выражающееся в красоте, любви и наслаждении, как бы пронизанных светом божественной истины и блага. Прекрасному обожествленному миру принадлежит и человек-микрокосм. Его главное достоинство в бессмертии души. Обоснование этого важного тсзиса христианской доктрины Фичино-гуманист ведет с рационалистических позиций. Центральное положение человека в мире, его причастность к мировой душе придают всеохватность его познавательной способности. Безграничность познания и творческой мощи человека делают его богоравным, земным богом. Для Фичино главным в познании оказываются внутренний опыт человека, богатство его разума, активность интеллекта. Вместе с тем в теории познания Фичино тесно переплетены рационалистические и мистические тенденции, и последние, по сути, «отдаляют» человека от внешнего мира во имя самопознания души. Идея гармонии космоса трансформируется в концепцию гармонии человека и мира. Подчеркивая душевно-телесное единство человеческой природы, Фичино не требует аскетической отрешенности от всего земного. Этика Фичино строится на принципе исключительности человеческой души, наделенной свободной волей, – выбор нравственного пути зависит от самого человека. Он может подниматься к божественному, предаваясь созерцанию, но может обратиться и к телесному. На первом пути его ожидают душевный покой и нравственное совершенство, второй может увлечь к чрезмерным наслаждениям и пороку. В этике Фичино главным становится идеал мудреца, жизнь которого исполнена творческих свершений. Культура – зримое выражение созидательной мощи человека.

Фичино рассматривает и актуальный для гуманистической этики его [345] времени вопрос о роке и Фортуне. Он полагает, что между божественным предопределением, природной необходимостью (рок) и свободной волей человека не может быть противоречия, если его поступки опираются на знание законов миропорядка. Мудрость, благоразумие создают преграду слепому случаю (Фортуне). Знание обусловливает гармонию человека с миром. Мудрец достигает «спокойной жизни», отстраняясь от гражданских дел и сосредоточиваясь на созерцании. Он возвышается над прочими людьми, но и полезен им советами. Выдвигая на первый план идеал созерцательной жизни (в отличие от гражданского, гуманизма с его принципом активности), создавая своеобразный культ разума и знания, Фичино не отрицает, однако, значения других нравственных идеалов. Этические проблемы подверглись глубокому рассмотрению в письмах-трактатах Фичино.

Из сочинений Фичино в переводе на русский язык опубликованы: «Комментарий на «Пир» Платона, о любви» – в кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1. М., 1981; «Письмо Марсилио Фичино о золотом веке» – в кн.: Средние века, вып. 43, 1980, с. 320–327. В настоящем издании публикуются письма Фичино: «О моральных добродетелях»; «О том, что такое Фортуна и может ли человек противостоять ей»; «В чем состоит счастье»; «Паллада, Юнона и Венера обозначают созерцательную жизнь, активную жизнь и жизнь, проводимую в наслаждениях», а также письма к Леонардо ди Тоне, к Жермену.

Переводы осуществлены О. Ф. Кудрявцевым соответственно по изданиям: М. Ficino, Epistolae, Venetiis, 1495, p. 30–33, 172; Supplementum Ficinianum. / ed. P. O. Kristeller, Firenze, 1937, v. 1, p. 37–38; v. 2, p. 1–6, 167–169, 169–172; Kristeller. Studies in renaissance thought and letters. Roma, 1969, p. 96–97.

Сверила О. И. Варьяш.

Текст воспроизведен по изданию: Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М. МГУ. 1985

© текст - Брагина Л. М. 1985
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© МГУ. 1985